Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Грибкова Г.В. - Грибкова М.В. на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 июня 2020 года по административному делу N 2а-1542/2019 по административному исковому заявлению Грибкова Г.В. к Призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату Ленинградской области, в лице Военного комиссариата Волховского и Киришского районов Ленинградской области, о признании незаконным и отмене решения от 27 июня 2019 года, обязании направить на медицинское освидетельствование, зачислись в запас и выдать военный билет.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грибков Г.В. обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором просил:
- признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 27.06.2019 о признании Грибкова Г.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
- признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 27.06.2019 в отношении Грибкова Г.В. об определении категории годности "данные изъяты";
- обязать призывную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области зачислить Грибкова Г.В. в запас ВС РФ;
- обязать призывную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области выдать Грибкова Г.В. военный билет.
В обоснование требований указано, что административный истец состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Ленинградской области по Волховскому и Киришскому районам. С 2010 по 2016 годы являлся студентом "Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров", имеющего государственную аккредитацию, по очной форме обучения, по специальности "химик - технолог". Решением призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области в 2012 году ему была предоставлена отсрочка по пп. а ст. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Решением призывной комиссии от 27.06.2019, протокол N 24, на основании пп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Между тем административный истец считает, что от прохождения военной службы по призыву не уклонялся. Обжалуемое решение нарушает его права и препятствует поступлению на государственную гражданскую или муниципальную службу.
Обращает внимание на то, что в ходе прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 в соответствии с направлением от 12.11.2018 был направлен в ГБУЗ ЛО "Волховская межрайонная больница" на консультацию дерматолога, по результатам консультации был составлен акт о состоянии здоровья N 66 от 12.11.2018, заверенный надлежащим образом, с диагнозом: "данные изъяты"
Указывает, что 24.12.2018 им подано заявление в призывную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области с указанием вышеназванных обстоятельств. Несмотря на указанные обстоятельства, в ходе призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 медицинское освидетельствование не завершено, врачом, руководящим работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов, заключение о его годности к военной службе не дано, призывная комиссия Волховского муниципального района решение в отношении него не приняла. Таким образом, обследование гражданина проводится в период следующего призыва граждан па военную службу, т.е. с 01.04.2019 по 15.07.2019, с вынесением заключения о категории годности к военной службе. 25.01.2019 истец достиг 27-летнего возраста, т.е. не подлежит призыву на военную службу. В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" административный истец должен быть зачислен в запас ВС РФ.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 июня 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления представитель административного истца Грибкова Г.В. - Грибков М.В. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Грибков Г.В, 25 января 1992 года рождения, с 29 января 2009 года состоял на учете в отделе военного комиссариата Волховского и Киришского районов Ленинградской области, ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Из материалов личного дела призывника Грибкова Г.В. следует, что последний первоначально поставлен на воинский учет 29.01.2009, где ему была установлена категория "данные изъяты".
В период весеннего-осеннего призыва 2010 года Грибков Г.В, получив повестку под роспись о прохождении медицинского освидетельствования, от данного мероприятия уклонился по неизвестным причинам.
В период с 2010 по 2016 годы административный истец являлся студентом "Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров" по очной форме обучения по специальности "химик-технолог", при этом Грибкову Г.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2014, что подтверждается протоколом N 19 от 22.05.2012.
11.05.2012 Грибкову Г.В. была установлена категория "данные изъяты".
03.04.2015 Грибков Г.В. повесткой был уведомлен о явке 16.04.2015 в военный комиссариат. Вместе с тем в установленную дату Грибков Г.В. не явился, сведений об уважительности причин неявки не предоставил.
02.11.2015 военный комиссариат направил обращение в ОМВД по Волховскому району об установлении местонахождения Грибкова В.Г.
21.06.2018 Грибков Г.В. прибыл в военный комиссариат на связанные с призывом мероприятия для прохождения медицинской комиссии, где прошел медицинское освидетельствование и ему была установлена категория годности "данные изъяты"
Решением Призывной комиссии от 05.07.2018 признан подлежащим призыву на военную службу в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
05.07.2018 Грибков Г.В. повесткой был уведомлен о явке 01.10.2018 в военный комиссариат. В установленную дату Грибков Г.В. не явился, сведений об уважительности причин неявки не предоставил.
13.11.2018 Грибков Г.В. явился в военный комиссариат и в этот же день был направлен в ГБУЗ ДО "Волховскую межрайонную больницу" на медицинское обследование, где указал жалобы на состояние своего здоровья.
13.11.2018 Грибкову Г.В. была вручена повестка для явки в военный комиссариат с результатами консультации врача специалиста - дерматолога.
19.11.2018 Грибков Г.В. явился в военный комиссариат, представил результаты обследования, и был направлен на анализы с явкой на 26.11.2018.
26.11.2018 Грибков Г.В. не явился, сведений об уважительности причин неявки не предоставил. Явился Грибков Г.В. 03.12.2018, был оповещен лично о контрольной явке на 17.12.2018, однако в указанное время и дату не явился, уважительных причин неявки не предоставил.
24.12.2018 Грибков Г.В. явился, причину неявки по повестке на 17.11.2018 не объяснил.
На момент явки Грибкова Г.В. 24.12.2018 мероприятия, связанные с призывом на военную службу были приостановлены на основании ТЛГ N 1/907 от 2012.2018.
25.01.2019 Грибкову Г.В. исполнилось 27 лет.
27 июня 2019 года было проведено медицинское освидетельствование Грибкова Г.В. в связи с призывом на военную службу, в ходе которого он был осмотрен врачами, результаты освидетельствования зафиксированы в учетной карточке призывника. При этом дерматологом ему определена категория "В" - ограниченно годен к военной службе в соответствии со ст. 62в гр 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", остальными врачами категория "А" - годен к военной службе.
Такую категорию годности к военной службе определилаГрибкову Г.В. и призывная комиссия в оспариваемом решении.
Решением призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 27 июня 2019 Грибков Г.В. на основании пп. а п.1 ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. Не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что оснований для отмены решения Призывной комиссии, вынесенного на основании заключения военно- врачебной комиссии в части определения категории годности Грибкова Г.В к военной службе, не имеется, оснований для направления Грибкова Г.В. на дополнительное медицинское обследование комиссия законно не усмотрена, поскольку диагноз заболевания не требовал уточнения, у врачей-специалистов имелась возможность вынесения медицинского заключения в отношении Грибкова Г.В. без направления его в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях, при этом установлено, что административный истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва на военную службу, что давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда согласилась с этими выводами по следующим основаниям.
Так, в соответствии п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерация, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, которое в разделе III устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
Исходя из п. 1 Приложения N 31 Приказа Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста - 18 лет.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", пп. "г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 года.
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Такими образом, в силу вышеуказанных норм права устанавливается обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
Материалами дела подтверждается, что в отношении административного истца военкоматом предпринимались действия по призыву его на военную службу. Грибков Г.В. неоднократно (с 30.06.2014 по 2016 год, 01.10.2018, 26.11.2018, 17.12.2018) не являлся в военкомат по полученным лично повесткам без законных оснований.
Суд апелляционной инстанции указал, что неявки 01.10.2018, 26.11.2018, 17.12.2018 имели место в последний призыв перед достижением 27-летия (осенний призыв 2018 года). Кроме того, в данный период 13.11.2018 и 03.12.2018 призывник являлся в военкомат по повесткам в неустановленное время, уважительных причин опозданий не предоставил, что можно расценить как затягивание времени для сдачи анализов и прохождения медицинской комиссии. Явился Грибков Г.В. под конец призыва 24.12.2018, когда мероприятия, связанные с призывом на военную службу, были приостановлены на основании ТЛГ ВКЛО N 1/907 от 20.12.2018. Сведений об уважительности причин неявок призывником в военкомат не представлено.
Таким образом, административный истец, не исполнил воинскую обязанность при отсутствии уважительных причин.
Доводы административного истца о том, что 17.12.2018 он не явился в военкомат по уважительной причине в связи с его нахождением на работе в период с 12.12.2018 по 21.12.2018, явился в военкомат 24.12.2018, не влияют на правильность выводов суда, поскольку действующим законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Неявка в военкомат 17.12.2018 из-за нахождения на работе, учитывая также неоднократность подобных неявок, не может являться обстоятельством, свидетельствующим о том, что Грибков Г.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Наличие повестки для явки в военкомат является основанием для освобождения призывника от исполнения трудовых обязанностей. Кроме того, в суд не представлены доказательства того, что работодателем чинились препятствия для освобождения Грибкова Г.В. от работы из-за необходимости явиться по повестке в военкомат.
Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Следовательно, явка призывника 24.12.2018 в тот период, когда мероприятия, связанные с призывом на военную службу, были приостановлены, не может быть учтена как исполнение Грибковым Г.В. обязанностей, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Доводы административного истца о том, что 27.06.2019 призывная комиссия Волховского муниципального района Ленинградской области вынесла решение на основании пп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", административный истец признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья отвергнуты судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Судом установлено, что Грибков Г.В. был осмотрен всеми врачами специалистами, входящими в состав военно-врачебной комиссии, все жалобы Грибкова Г.В. были рассмотрены членами данной комиссии, отражены в листах медицинского освидетельствования, и по жалобам даны соответствующие заключения. Оснований для направления Грибкова Г.В. на дополнительное медицинское обследование комиссия не усмотрела и приняла решение на основании заключения врачей-специалистов и данных, имеющихся в личном деле призывника, призывной комиссией принято решение на основании заключения медицинской комиссии. У врачей-специалистов имелась возможность вынесения медицинского заключения в отношении Грибкова Г.В. без направления его в медицинскую организацию на обследование в амбулаторных или стационарных условиях, поскольку установленный диагноз заболевания не требовал уточнения.
Суд, принимая во внимание объяснения свидетеля Фомина В.Н, правильно пришел к выводу о том, что у призывной комиссии не имелось оснований для применения к административному истцу статьи 63 Расписания болезней, так как отсутствовали данные о наличии у него "данные изъяты".
Имеющееся у административного истца заболевание позволяло определить ему категорию "данные изъяты".
В кассационной жалобе Грибков Г.В. просит дать иную оценку доказательствам, содержащимся в материалах дела.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 июня 2020 года по административному исковому заявлению Грибкова Г.В. к Призывной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату Ленинградской области, в лице Военного комиссариата Волховского и Киришского районов Ленинградской области, о признании незаконным и отмене решения от 27 июня 2019 года, обязании направить на медицинское освидетельствование, зачислись в запас и выдать военный билет, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Грибкова Г.В. - Грибкова М.В. - без удовлетворения.
Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 15 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.