Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Петровой Т.Г, Снегирёва Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-880/2019 по иску МО Волховский муниципальный район "адрес" к Иванову В. Д. о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями, по кассационной жалобе Иванова В. Д. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Т.Г, объяснения представителя Иванова В.Д. Васильева Р.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Муниципальное образование Волховский муниципальный район Ленинградской области обратилось в суд с иском к Иванову В.Д. о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями.
В обоснование требований истец ссылался на то, что Иванов В.Д. в период 2016-2019 гг. являлся главой Волховского муниципального района Ленинградской области и получал денежное содержание. Порядок определения и выплаты денежного содержания определяется Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2012года N 23, которым утверждено Положение о денежном содержании Главы Волховского муниципального района Ленинградской области. Положением установлены размер, основания, условия и порядок выплаты Главе района денежного содержания, а именно размера должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. В течение 2016-2019 годов ответчиком регулярно, с превышением имеющихся у него полномочий, принимались распоряжения о выплате ему ежемесячного поощрения за добросовестное исполнение должностных обязанностей. На основании таких распоряжений Иванову В.Д. из бюджета муниципального района без правовых оснований выплачено ежемесячное денежное поощрение в общей сумме 2 072 807, 66 рублей.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 08 октября 2019 года исковые требования были удовлетворены: с Иванова В.Д. в пользу Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области взыскан ущерб, причиненный незаконными действиями, в размере 2 072 807, 66 рублей, и в доход бюджета Волховского муниципального района взыскана государственная пошлина в сумме 18 564, 04 рублей.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области к Иванову В.Д. возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями, отказано.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 годаотменено, гражданское дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 октября 2020 года решение Волховского городского суда Ленинградской области от 08 октября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ивановым В.Д. ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 октября 2020 года, как незаконного и оставлении в силе апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 по делу N33-221/2020, которое было 03 августа 2020г. было отменено определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Иванова В.Д. Васильева Р.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N94 от 07 декабря 2016 года Иванов В. Д. избран главой Волховского муниципального района Ленинградской области и вступил в должность с момента избрания.
Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N75 от 29 марта 2019 года полномочия главы Волховского муниципального района Ленинградской области Иванова В.Д. прекращены досрочно с 29 марта 2019 года в связи с удалением его в отставку на основании пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации", части 2 статьи 25, пункта 3 части 1 и абзаца 2 пункта 12 части 1 статьи 28 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области: несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции", подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 13 июня 2019 года, вступившим в законную силу 02 июля 2020 года, признано незаконным со дня вступления в силу решения суда решение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N75 от 29 марта 2019 года "Об удалении главы Волховского муниципального района Ленинградской области в отставку".
Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N 23 от 29 марта 2012 года утверждено Положение о денежном содержании Главы Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Положение).
На основании Распоряжений, изданных главой Волховского муниципального района Ленинградской области Ивановым В.Д, ответчику Иванову В.Д. из бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области было выплачено ежемесячное денежное поощрение в порядке ст. 6 Положения о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N 23 от 29декабря 2012 года, размере: за 2016 год ? 62741 рубль 46 копеек; за 2017 год ? 934 199 рублей 96 копеек; за 2018 год ? 905198 рублей 00 копеек; за 2019 год ? 170 668 рублей 24 копейки, а всего: 2 072 807 рублей 66 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, руководствуясь положениями статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 34, 36, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 3, 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 25, 27 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области, статью 6 Положения о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N 23 от 29 марта 2012 года, исходил из того, что по смыслу действующего законодательства глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), соответственно, размер ежемесячного денежного поощрения и порядок осуществления его выплаты должны быть установлены муниципальным правовым актом, издаваемым представительным органом муниципального образования (Советом депутатов), при этом к компетенции главы района установление размера ежемесячного денежного поощрения и порядка осуществления его выплаты не относится. Статьей 6 названного Положения о денежном содержании установлен лишь размер ежемесячного денежного поощрения за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей - до 200% должностного оклада, с возможностью его варьирования с учетом личного вклада главы муниципального района в результаты работы органа местного самоуправления, а порядок осуществления такой выплаты не излагается.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при издании распоряжений о премировании главы Волховского муниципального района Ленинградской области ответчик, как глава района, возложил оценку вклада руководителя района на себя лично, что не согласуется с требованиями закона. Установив, что за период с 30 декабря 2016 года по 21 февраля 2019 года Иванов В.Д, незаконно приняв решения о выплате себе ежемесячного денежного поощрения и установив его размер, причинил убытки Волховскому муниципальному району в размере 2 072 807, 66 рублей, суд первой инстанции взыскал эту сумму с Иванова В.Д. в пользу Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с правильностью выводов суда первой инстанции, дополнительно отметил, что в силу приведенных в решении норм права, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы Волховского муниципального района Ленинградской области за добросовестное исполнение должностных обязанностей, относится к компетенции Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области. Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Волховского муниципального района Ленинградской области премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 вышеназванных Уставов входит в компетенцию Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области. В данном случае Иванов В.Д, являясь главой Волховского муниципального района Ленинградской области и председателем Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, был вправе выносить вопрос о выплате ему ежемесячной премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей в конкретном размере, но в пределах 200% должностного оклада, на заседания Совета депутатов.
Вопреки доводов жалобы, исходя из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 25 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области от 25 мая 2009 года N 35, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияетна надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Тогда как довод жалобы ответчика о том, что при проведении проверки контрольно-счетным органом не было выявлено нарушений, а также факт признания незаконным судебным решением решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области N75 от 29 марта 2019 года "Об удалении главы Волховского муниципального района Ленинградской области в отставку" правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
Судебная коллегия находит, что сделанные судами выводы соответствуют установленным обстоятельствам и приведенным в судебных актах нормам права, оснований для переоценки этих выводов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы Иванова В.Д, оспаривающие выводы суда апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления. В силу статей 67, 327.1 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.