Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Бушминой А.Е, при секретаре Горине А.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл по апелляционной жалобе Всероссийской политической партии "Родина" на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
18 февраля 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее также Управление) принято решение о государственной регистрации Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл (далее также Региональное отделение), учетный N (л.д. 13, 14).
Сведения о Региональном отделении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 26 февраля 2013 года за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) N. Адрес места нахождения Регионального отделения: "адрес" (л.д. 15).
Свою деятельность административный ответчик осуществляет на основании Устава Всероссийской политической партии "Родина".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать от имени Регионального отделения, является председатель Совета Регионального отделения З.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл на срок 1 месяц.
В обоснование заявленных требований указано, что 8 ноября 2019 года в Управление поступило сообщение З. о досрочном прекращении полномочий председателя Совета Регионального отделения. Административный ответчик в нарушение требований действующего законодательства не представил в Управление соответствующие документы для принятия решения о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени регионального отделения. О необходимости предоставления указанных сведений 11 ноября 2019 года была информирована Всероссийская политическая партия "Родина" (далее также Партия). В адрес Регионального отделения 24 марта 2020 года вынесено письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения до 23 июня 2020 года, которое в установленный срок не устранено. О вынесении предупреждения 8 мая 2020 года уведомлена и Партия. Нарушение выявленное в деятельности Регионального отделения, на момент обращения Управления в суд не устранено, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" (далее также Закон о политических партиях) является основанием для обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности Регионального отделения на срок до 6 месяцев.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, приостановлена деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл на срок 1 месяц.
В апелляционной жалобе Всероссийская политическая партия "Родина" просит решение суда отменить как незаконное. Заявитель жалобы указывает, что на момент вынесения оспариваемого решения в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствовали недостоверные записи о деятельности Регионального отделения, в том числе о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица, без доверенности. Кроме того, нарушение, которое послужило основанием для подачи настоящего административного иска, устранено.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Республике Марий Эл также просит решение суда отменить, указывая на устранение нарушений, послуживших основанием для подачи настоящего административного иска.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл просит в ее удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Законом о политических партиях (статья 1).
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях.
При этом контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы (пункт 1 статьи 38 Закона о политических партиях).
В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, данного закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39 Закона о политических партиях).
Таким уполномоченным федеральным органом является Минюст России, который в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1313, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (подпункт 30.10 пункта 7).
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
Доказательствами по делу подтверждается, и не оспаривается участниками процесса, что 8 ноября 2019 года от З. в управление Министерства юстиции России по Республике Марий Эл поступило уведомление о том, что 27 мая 2019 года он обратился во Всероссийскую политическую партию "Родина" с заявлениями о выходе из Партии и согласовании вопроса о досрочном прекращении его полномочий как Председателя Совета Регионального отделения, которые были приняты Партией 28 мая 2019 года, однако вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Совета Регионального отделения в соответствии с пунктом 32.4 Устава Партии разрешен не был, новое уполномоченное лицо не назначено, соответствующие изменения в ЕГРЮЛ не внесены.
При рассмотрении дела по существу, вопреки доводам административного ответчика, З. в письменных пояснениях подтвердил, что с даты обращения в Партию о сложении с себя полномочий председателя Совета Регионального отделения и выходе из членов партии (28 мая 2019 года) какую - либо деятельность в Региональном отделении не осуществлял.
24 марта 2020 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл в адрес Регионального отделения Всероссийской политической партии "Родина" направило предупреждение о необходимости устранить в срок до 23 июня 2020 года выявленное нарушение законодательства - представить в Управление информацию о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Регионального отделения, однако предупреждение не получено адресатом и возвращено отправителю.
Информационное письмо аналогичного содержания со сведениями о направлении Региональному отделению предупреждения направлено в адрес Всероссийской политической партии "Родина" электронной почтой и Почтой России, которое получено Партией 25 марта 2020 года и 8 мая 2020 года. В ответ, 25 марта 2020 года Исполнительный комитета Партии уведомил Управление, что письмо передано в работу юристу Партии.
В связи с неисполнением указанного предупреждения 4 сентября 2020 года Региональное отделение привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела по существу административным ответчиком не представлено в суд первой инстанции доказательств устранение допущенного нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в ЕГРЮЛ содержатся в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л").
При этом, пунктом 5 статьи 27 Закона о политических партиях установлено, что политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о политической партии.
Таким образом, Управление, осуществляя контроль соблюдения региональными отделениями политических партий законодательства Российской Федерации, установило, что Региональным отделением не представлены в установленный законом срок сведения о смене лица, имеющего право действовать от имени Регионального отделения без доверенности, для внесения в ЕГРЮЛ, после сложения полномочий предыдущим Председателем Совета Регионального отделения.
Доказательств, опровергающих эти сведения, заявителем жалобы не представлено.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что на момент вынесения оспариваемого решения в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствовали недостоверные записи о лице, имеющим право действовать от имени Регионального отделения без доверенности, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные. Из материалов дела следует, что 28 мая 2019 года З. обратился с заявлениями о выходе из членов Партии и сложении полномочий председателя Совета Регионального отделения.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2, 7.5, 32.3 Устава Партии, член Партии прекращает членство в Партии в случае добровольного выхода из Партии на основании личного письменного заявления с даты письменного извещения об этом Совета Регионального отделения или Партии, а полномочия председателя Совета регионального отделения прекращаются досрочно в случаях прекращения или приостановления членства в Партии, добровольного сложения с себя полномочий.
Таким образом, с 28 мая 2019 года З. не являлся председателя Совета регионального отделения, соответственно имеющиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о нем, как лице, имеющим право действовать от имени Регионального отделения без доверенности, не соответствовали действительности.
Доводы апелляционной жалобы, а также отзыва Регионального отделения на неё об устранении указанного нарушения, также не может послужить основанием для отмены состоявшегося решения суда, так как из представленных в суд апелляционной инстанции административным истцом сведений следует, что регистрация изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, а также принятие документов, послуживших основанием для осуществления указанной регистрации, произведены после принятия оспариваемого решения суда.
Таким образом, нарушения, выявленные Управлением, на момент принятия оспариваемого решения суда, устранены не были, что нашло свое подтверждение в ходе судебного рассмотрения настоящего административного дела и, по существу, не отрицается административным ответчиком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Всероссийской политической партии "Родина" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.