Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Рогожиной Е.В.
при секретаре Горине А.Е.
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аланта" о признании недействующим пункта 9030 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18, о признании недействующими пунктов 8746, 8733 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19 по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ NСл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также Перечень на 2019 год), который размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Приказ министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 27 ноября 2018 года.
В пункт 9030 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
25 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также Перечень на 2020 год).
Приказ министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 19 декабря 2019 года.
В пункт 8746 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В пункт 8733 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Аланта" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 9030 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18, о признании недействующими пунктов 8746, 8733 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что общество с ограниченной ответственностью "Аланта" является собственником:
- нежилого здания, наименование: отдельностоящее здание (мастерская ОГМ), площадь "данные изъяты" кв.м, кадастровый N, адрес объекта: "адрес"
- нежилого здания, наименование: административное здание, площадь "данные изъяты" кв.м, кадастровый N, адрес объекта: "адрес".
В пункт 9030 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, в пункты 8746, 8733 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N соответственно.
Однако названные объекты недвижимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками не обладают. Включение данных объектов недвижимости в Перечни на 2019 и 2020 годы неправомерно возлагает на административного истца, являющегося собственником указанных объектов недвижимости, обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился.
Решением Нижегородского областного суда от 16 декабря 2020 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Аланта" удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт 9030 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18.
Признаны недействующими со дня принятия пункты 8746, 8733 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19.
В апелляционной жалобе административный ответчик министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просит решение Нижегородского областного суда от 16 декабря 2020 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также судом неправильно применены нормы материального права, поскольку согласно буквальному и системному толкованию положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ для включения нежилого здания в Перечень в качестве объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточного одного из установленных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "под административное здание и вспомогательные помещения для хранения несыпучих строительных материалов, для иных видов жилой застройки".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка является достаточным и самостоятельным основанием для включения объектов в Перечень.
Нежилое здание с кадастровым номером 52:18:0040263:907 согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование "административное", согласно сведениям технической документации указанное здание имеет назначение "административное, учрежденческое", что однозначно указывает на предназначение в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
На территории Нижегородской области в соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций", введенной в действие Законом Нижегородской области от 22 октября 2015 года N 147-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций", вступившим в силу со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ NСл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8 "О нормативных актах Нижегородской области", постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые приказы изданы в пределах предоставленных полномочий и опубликованы.
По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка на котором расположены спорные объекты недвижимости не предусматривает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), кроме того, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади зданий в указанных целях стороной административного ответчика не представлено, а потому отнесение таких зданий к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), по признакам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции считает указанный вывод обоснованным.
Так, судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Аланта" является собственником:
- нежилого здания, наименование: отдельностоящее здание (мастерская ОГМ), площадь "данные изъяты" кв.м, кадастровый N, адрес объекта: "адрес"
- нежилого здания, наименование: административное здание, площадь "данные изъяты" кв.м, кадастровый N, адрес объекта: "адрес".
Спорные здания с кадастровыми номерами N расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "под административное здание и вспомогательные помещения для хранения несыпучих строительных материалов, для иных видов жилой застройки".
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, спорные здания по указанному основанию в Перечни на 2019, 2020 годы включены быть не могли.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что спорное здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м имеет назначение - "нежилое здание", наименование - "административное здание".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на 21 июля 2006 года) административное здание имеет назначение "учрежденческое", использование "по назначению".
То обстоятельство, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости спорное здание имеет наименование - "административное здание" о правомерности его включения в Перечень на 2020 год само по себе, без учета содержащихся в технической документации наименований и назначений помещений, его образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 4 июля 2019 года по административному делу N установлено, что согласно документам технического учета, а именно экспликации к техническому паспорту, составленному по состоянию на 21 июля 2006 года, нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" содержит следующие наименования помещений: кабинеты, санузлы, коридоры, тамбуры, лестничные клетки, кладовая, бокс.
В данном случае из имеющейся в технической документации экспликации к поэтажному плану не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что спорное здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м имеет назначение - "нежилое", наименование - "отдельностоящее здание (мастерская ОГМ)".
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости - здания мастерская ОГМ техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) спорное здание имеет назначение - "складское", использование "по назначению".
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексам Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечни на 2019, 2020 годы, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Следовательно, суд первой инстанции правильно констатировал, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости спорное здание с кадастровым номером N в Перечень на 2020 год, спорное здание с кадастровым номером N в Перечень на 2019 и 2020 годы включению не подлежали.
По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию спорных объектов с целью определения вида фактического использования на предмет включения объект недвижимости с кадастровым номером N в Перечень на 2019 год, объектов недвижимости с кадастровыми номерами N в Перечень на 2020 год административным ответчиком не проводились.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования спорные нежилые здания в Перечень на 2019, 2020 годы включены также быть не могли.
Довод апелляционной жалобы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о том, что спорные здания подлежали включению в Перечень на 2019 год, 2020 год, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположено, были надлежащим образом проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены решения суда не могут.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.