Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 2 марта 2021 г.) протест заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания Загоруйко Д.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 9 сентября 2020 г., вынесенное в отношении Коциева Ч.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 9 сентября 2020 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коциева Ч.Х. прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Этим же судебным актом постановлено вернуть по принадлежности Хамикоеву В.К. транспортное средство марки КАМАЗ 53212 грузовой фургон, государственный регистрационный знак N, находящееся на специализированной стоянке УМВД России по г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания.
В протесте, поданном в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания Загоруйко Д.А. просит отменить названное выше постановление мирового судьи в части разрешения вопроса о возврате Хамикоеву В.К. транспортного средства марки КАМАЗ 53212 грузовой фургон, государственный регистрационный знак N, а также разрешить вопрос об изъятой спиртосодержащей продукции (этилового спирта) и вышеуказанного транспортного средства.
Коциев Ч.Х. и Хамикоев В.К. уведомлены в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заместителем прокурора Республики Северная Осетия-Алания Загоруйко Д.А. протеста на постановление мирового судьи судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 9 сентября 2020 г. Возражений от указанных лиц не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив в интересах законности в соответствии с положениями указанной нормы дело об административном правонарушении, по которому мировым судьей вынесено оспариваемое постановление, в полном объеме и доводы протеста, прихожу к следующему.
Как следует из истребованных по протесту заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания Загоруйко Д.А. материалов, 9 сентября 2020 г. мировому судье судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания из Отдела МВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания поступили материалы проверки по факту задержания на ФКПП "Чермен" 23 апреля 2019 г. транспортного средства марки КАМАЗ 53212 грузовой фургон, государственный регистрационный знак N, в специально оборудованных полостях кузова которого перевозился этиловый спирт в количестве 1 000 литров, для принятия решения по данному транспортному средству, изъятому у Коциева Ч.Х.
Указанные материалы мировым судьей судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания приняты как дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коциева Ч.Х. и на стадии подготовки дела к рассмотрению им вынесено оспариваемое постановление, которое не может быть признано законным по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. 7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Пунктами 3 и 4 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, при подготовке дела к судебному разбирательству выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
По смыслу приведенных правовых норм при наличии повода и оснований возбуждается дело об административном правонарушении; о совершении административного правонарушения, за исключением некоторых случаев, составляется протокол об административном правонарушении, который вместе с другими материалами направляется для рассмотрения по подведомственности, в том числе мировому судье по делам, рассматриваемыми им в соответствии с его полномочиями. Прекращение производства по делу, в том числе на стадии подготовки дела к рассмотрению, возможно только по возбужденному делу об административном правонарушении. В случае вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, оно не может быть признано возбужденным и по нему не может быть вынесено постановление о прекращении производства, соответственно не может быть разрешен и вопрос об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. Кроме того, на стадии подготовки дела к рассмотрению, если дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, что не может быть восполнено при рассмотрении дела, судьей, органом, должностным лицом должно быть вынесено определение о возвращении материалов в орган, должностному лицу, от которых они поступили.
Из поступивших материалов также следует, что по факту задержания на ФКПП "Чермен" 23 апреля 2019 г. транспортного средства марки КАМАЗ 53212 грузовой фургон, государственный регистрационный знак N, в специально оборудованных полостях кузова которого перевозился этиловый спирт в количестве примерно 1 700 литров, под управлением Коциева Ч.Х, проводилась доследственная проверка, по результатам которой постановлением заместителя начальника СО России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания от 1 августа 2020 г. в возбуждении уголовного дела по признакам преступления. предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Российской федерации, в отношении Коциева Ч.Х. отказано по основанию, предусмотренному пунктом 2 частью 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 1 августа 2020 г. заместителем начальника СО России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания направлена для решения вопроса о привлечении Коциева Ч.Х. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Отдел МВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания.
Протокол об административном правонарушении по поступившим материалам не составлен, участковым уполномоченным ОП N 2 Отдела МВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания 2 сентября 2020 г. по результатам рассмотрения материалов вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Коциева Ч.Х. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этом же определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении решен вопрос об изъятой у Коциева Ч.Х. спиртосодержащей жидкости и о возвращении изъятого транспортного средства марки КАМАЗ 53212 грузовой фургон, государственный регистрационный знак N, собственнику Хамикоеву В.К.
Между тем, вопреки приведенным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изложенным выше обстоятельствам, мировой судья по поступившим из Отдела МВД России по Пригородному району материалам проверки по факту задержания на ФКПП "Чермен" 23 апреля 2019 г. транспортного средства марки КАМАЗ 53212 грузовой фургон, государственный регистрационный знак N, по которому дело об административном правонарушении не возбуждалось, вынес постановление о прекращении производства по делу, разрешив в данном постановлении, кроме того, вопрос по указанному выше транспортному средству, изъятому у Коциева Ч.Х.
Таким образом, мировым судьей по поступившим для принятия решения по изъятому у Коциева Ч.Х. транспортному средству материалам принят противоречащий приведенным выше положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебный акт.
Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 9 сентября 2020 г. подлежит отмене с направлением материалов для рассмотрения тому же мировому судье со стадии подготовки дела к рассмотрению.
При новом рассмотрении материалов на стадии подготовки к рассмотрению следует учесть изложенные выше обстоятельства, препятствующие рассмотрению их в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания Загоруйко Д.А. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 9 сентября 2020 г, вынесенное в отношении Коциева Чермена Хаджимуратовича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка N 14 Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания на новое рассмотрение со стадии подготовки его к рассмотрению.
Заместитель председателя
Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
мировой судья Элизбарян Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.