Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 1 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 августа 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю к Курбатову Е.Г. о взыскании налога и пени.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Габриелян К.К, поддержавшей кассационную жалобу, представителя Курбатова Е.Г. Жаворонка В.В, предлагавшего оставить обжалуемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Курбатова Е.Г. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 8 190 рублей, пени по этому налогу за 2014-2016 годы в размере 155, 89 рублей, задолженностей по земельному налогу за 2016 год в размере 3 857 рублей, за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей. В обоснование заявленных требований указано на то, что задолженность по данным налогам за административным ответчиком образовалась в связи с неисполнением обязанности по их уплате в установленный законом сроки.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 1 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 августа 2020 г, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю удовлетворено частично. С Курбатова Е.Г. взысканы задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 8 190 рублей, пени по указанному налогу за 2016 год в размере 9, 01 рублей, задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 3 857 рублей. В удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Курбатова Е.Г. пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 146, 88 рублей, задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей отказано. С Курбатова Е.Г. взыскана государственная пошлина в размере 482, 24 рублей в доход местного бюджета.
В кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю, поданной через суд первой инстанции 4 февраля 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 11 февраля 2021 г, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Курбатова Е.Г. задолженности по уплате земельного налога за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Курбатова Е.Г. Жаворонком В.В. представлены возражения, в которых предлагается оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Участие представителя Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю Габриелян К.К. в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи. В судебное заседание не явился Курбатов Е.Г, о причинах неявки не сообщил. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такого характера нарушения норм права.
Из материалов дела следует, что в связи с наличием у Курбатова Е.Г. задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу Межрайонная ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа и судебным приказом мирового судьи судебного участка N 5 Промышленного района г. Ставрополя от 12 сентября 2018 г. с Курбатова Е.Г. была взыскана задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 годы в размере 65 992 рублей, пеня в размере 293, 02 рубля, налог на имущество за 2014-2016 годы в размере 8 190 рублей и пеня в размере 204, 43 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка N 6 Промышленного района г. Ставрополя, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Промышленного района г. Ставрополя, от 22 февраля 2019 г. указанный выше судебный приказ от 12 сентября 2018 г. отменен.
В суд с настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю обратилась 21 августа 2020 г.
Удовлетворяя заявленные Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю требования о взыскании с Курбатова Е.Г. имущественного налога с физических лиц за 2016 год в размере 8 190 рублей, пени по указанному налогу за 2016 год в размере 9, 01 рубля, задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 3 857 рублей, суд первой инстанции исходил из правильности произведенного налоговым органом расчета задолженностей и пени, наличии у административного ответчика обязанности по уплате указанной суммы, соблюдении налоговым органом срока обращения и порядка взыскания налога.
Разрешая требования налогового органа о взыскании с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 146, 88 рублей, задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей, суд первой инстанции, сославшись на то, что эта задолженность образовалась по состоянию на 1 января 2015 г, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" является безнадежной к взысканию, пришел к выводу об отказе в удовлетворении таких требований.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, в том числе в части отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом требований по указанному выше основанию, с его выводами согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного налоговым органом требования о взыскании с Курбатова Е.Г. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит основанными на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоговым периодом по земельному налогу, согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (пункт 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок уплаты налогоплательщиками - физическими лицами земельного налога установлен пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применительно к настоящему делу земельный налог за 2014 год подлежал уплате в 2015 году, не позднее 1 декабря 2015 года.
Таким образом, поскольку обязанность по уплате земельного налога за 2014 год возникла у Курбатова Е.Г. после 1 января 2015 г, на эту дату задолженности по указанному налогу у него не имелось, вывод суда первой инстанции о признании безнадежной к взысканию в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельного налога за 2014 г. является ошибочным.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в административном деле (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В свою очередь, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции приведенные правовые нормы не соблюдены. Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения, вопреки положениям статей 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не устранил.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными, повлиявшими на исход рассмотрения дела, в связи с чем принятые ими судебные акты в части разрешения требований Межрайонной ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю о взыскании с Курбатова Е.Г. задолженности по уплате земельного налога за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей нельзя признать законными и обоснованными, они в указанной части подлежат отмене.
Поскольку судебными инстанциями размер налоговой базы, применение налоговых ставок, правильность исчисления налога и начисленных пеней по земельному налогу за 2014 год не устанавливались, суждения об этом в обжалуемых судебных актах отсутствуют, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности принятия нового решения по этим требованиям и считает необходимым направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, проверить все доводы сторон и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 1 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 августа 2020 г. в части разрешения требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю о взыскании с Курбатова Е.Г. задолженности по уплате земельного налога за 2014 год в размере 62 113, 70 рублей и пени по указанному налогу в размере 4, 24 рублей отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края. В остальной части те же судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.