Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ш.В.В. на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 27 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 декабря 2020 г. по административному делу N 2а-540/2020 по административному исковому заявлению Губернатора Ставропольского края к депутатам Думы Кировского городского округа Ставропольского края Г.С.Н, К.О.Н, Р.В.П, Ш.В.В, Ш.В.В. о досрочном прекращении их полномочий.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Шилина В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Губернатора Ставропольского края Коврижкина Р.М, Берест Е.Л, возражавших против кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Д, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Губернатор Ставропольского края обратился в суд с административным иском к депутатам Думы Кировского городского округа Ставропольского края Гриценко С.Н, Кирьянову О.Н, Роговому В.П, Шевченко В.В, Шилину В.В. о досрочном прекращении их полномочий.
В обоснование требований указал на то, что в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Законом Ставропольского края от 20 июля 2017 г. N 92-кз "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае, и порядке осуществления проверки достоверности и полноты представляемых сведений" отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства Ставропольского края проведен анализ справок о доходах за 2017-2018 годы вышеуказанных депутатов, по результатам которого принято распоряжение губернатора Ставропольского края от 24 декабря 2019 г. N 743-р "О проведении проверки и об осуществлении контроля за расходами". Проверкой достоверности и полноты представленных сведений установлено, что сведения, представленные депутатами Гриценко С.Н, Кирьяновым О.Н, Роговым В.П, Шевченко В.В. и Шилиным В.В. являются неполными и недостоверными. В связи с чем Губернатор Ставропольского края 2 апреля 2020 г. обратился в Думу Кировского городского округа Ставропольского края с заявлением о прекращении полномочий указанных депутатов, однако по результатам заседания Думы Кировского городского округа решение не было принято.
Губернатор Ставропольского края просил в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" досрочно прекратить полномочия депутатов Думы Кировского городского округа Ставропольского округа Гриценко С.Н, Кирьянова О.Н, Рогового В.П, Шевченко В.В. и Шилина В.В. с даты вступления решения суда в законную силу и обратить принятое решение суда к немедленному исполнению.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 27 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 декабря 2020 г, административный иск Губернатора Ставропольского края удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через Кировский районный суд Ставропольского края 9 февраля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 февраля 2021 г, Шилин В.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Шилина В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Губернатора Ставропольского края Коврижкина Р.М, Берест Е.Л, возражавших против кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Д., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017-2018 годы, представленных депутатами Думы Кировского городского округа Ставропольского края Гриценко С.Н, Кирьяновым О.Н, Роговым В.П, Шевченко В.В. и Шилиным В.В, а также осуществлен контроль за соответствием расходов указанных лиц, расходов их супругов и несовершеннолетних детей доходам лиц, замещающих муниципальную должность в Ставропольском крае.
По результатам проверки в отношении указанных депутатов установлен факт представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. В отношении депутата Шилина В.В. проверкой установлено, что в справке о доходах за "данные изъяты"
Губернатор Ставропольского края 2 апреля 2020 г. обратился в Думу Кировского городского округа Ставропольского края с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутатов Кировского городского округа Гриценко С.Н, Кирьянова О.Н, Рогового В.П, Шевченко В.В, Шилина В.В, 24 апреля 2020 г. на заседании Думы Кировского городского округа Ставропольского края решения о досрочном прекращении депутатов не были приняты, в связи с тем, что ни одно из решений не набрало достаточного количества голосов, необходимых для его принятия.
На основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Губернатор Ставропольского края обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями пункта 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ), части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Закон N 273-ФЗ), частей 1, 2.1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 20 июля 2017 г. N 92-кз "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае, и порядке осуществления проверки достоверности и полноты представляемых сведений" (далее также - Закон Ставропольского края от 20 июля 2017 г. N 92-кз) и исходил из того, что представление депутатом Шилиным В.В. неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера является основанием для прекращения его полномочий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее также - Закон N 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Часть 4 статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 7.1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ).
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности (часть 9 статьи 8 Закона N 273-ФЗ).
Согласно части 7.2 статьи 40 Закона N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки их полноты и достоверности установлен Законом Ставропольского края от 20 июля 2017 г. N 92-кз (ред. от 24.12.2019) "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае, и порядке осуществления проверки достоверности и полноты представляемых сведений".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 92-кз сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Ставропольского края по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной Президентом Российской Федерации, путем их направления в структурное подразделение аппарата Правительства Ставропольского края по профилактике коррупционных правонарушений.
Частью 2.1 статьи 3 Закона Ставропольского края от 20 июля 2017 г. N 92-кз предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность, представляет Губернатору Ставропольского края через структурное подразделение аппарата Правительства Ставропольского края, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря); сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря); в случаях, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
На основании части 7.3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
С учетом приведенных норм и законоположений в их системном единстве, суд сделал правильный вывод о том, что по результатам проведенной проверки в отношении депутата Думы Кировского городского округа Шилина В.В. установлен факт представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, что является основанием для прекращения полномочий депутата муниципального образования.
Доводы кассационной жалобы о том, что вышеуказанные нарушения при представлении им сведений являются несущественными, в связи с чем в отношении него могли быть применены иные меры ответственности не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в силу следующего.
Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 40 Закона N 131-ФЗ дополнена частью 7.3.1, в соответствии с которой к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
В данном случае суды, установив, что сведения, представленные депутатом Шилиным В.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, являются неполными и недостоверными, и данное нарушение носит существенный характер, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении него мер ответственности, предусмотренных частью 7.3.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ.
Довод в жалобе о том, что судами не учтены характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, направленность умысла на сокрытие информации, а также особенности личности, предшествующие результаты исполнения заявителем своих должностных обязанностей (полномочий), судебная коллегия признает несостоятельным.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами N 273-ФЗ, N 230-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 г. N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 г. N 104-О).
Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Ссылка в жалобе на недопустимость ряда доказательств, представленных административным истцом и положенных в основу решения суда первой инстанции, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку ходатайство об их исключении из числа доказательств ввиду недопустимости было рассмотрено и разрешено судом апелляционной инстанцией, выводы относительно него изложены в апелляционном определении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 27 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.