Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу командира войсковой части 6779
на решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 28.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.12.2020
по административному делу по административному исковому заявлению Мамедова Ш.З. к командиру войсковой части 6779, войсковой части 6779, жилищной комиссии войсковой части 6779 об оспаривании действий по необоснованному отказу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя войсковой части 6779 и командира войсковой части 6779 Федяева А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мамедов Ш.З. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действий командира войсковой части 6779, связанных с отказом в передаче жилищного дела Мамедова Ш.З. в жилищную комиссию войсковой части 6779 для повторного рассмотрения вопроса о принятии Мамедова Ш.З. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, а также решения N 1014/24-362 от 03.03.2020, которым ему в этом отказано, незаконными, возложении на командира войсковой части 6779 обязанности отменить решение N 1014/24-362 от 03.03.2020 и передать жилищное дело Мамедова Ш.З. в жилищную комиссию войсковой части 6779, на жилищную комиссию войсковой части 6779 возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии Мамедова Ш.З. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал о том, что с 03.03.2008 он проходил военную службу по контракту в войсковой части 6779, приказом командира по строевой части войсковой части 6779 от 19.02.2019 N 38 уволен с военной службы в отставку по основанию, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), с 19.02.2019 исключен из списков личного состава войсковой части, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 14 лет.
В период прохождения военной службы, 18.02.2019 он обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятии на соответствующий учет. Решением жилищной комиссии войсковой части 6779 28.02.2020 ему было отказано в рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по основанию неполноты представленных документов, предоставлено время в течение 30 рабочих дней для устранения недостатков, которые им были устранены 23.03.2019 путем подачи документов, в том числе о расторжении брака с супругой. 14.10.2019 ему сообщено о необходимости направления рапорта о пересмотре жилищного дела в связи с изменением состава семьи, в связи с чем 04.02.2020 он сдал все необходимые документы и заявление об изменении состава семьи в жилищную комиссию войсковой части 6779, ответом командира войсковой части 6779 от 03.03.2020 N 1014/24-362 ему отказано в передаче его жилищного дела в жилищную комиссию войсковой части 6779 для повторного рассмотрения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку он утратил статус военнослужащего. Полагает отказ незаконным, поскольку он обратился с данным вопросом имея такой статус, его разрешение было отложено и после исключения из списков личного состава воинской части он не утратил право на признание нуждающимся в получении жилого помещения несмотря на прекращение статуса военнослужащего.
Решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 28.08.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.12.2020, требования административного истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленными судебными актами, командир войсковой части 6779 обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований, в частности, приводит доводы о том, что при обращении в суд административный истец пропустил трехмесячный срок для общения в суд, что было оставлено судами без внимания, полагает, что в настоящее время у административного истца отсутствуют правовые основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку он утратил статус военнослужащего, а на момент обращения, находясь в таком статусе не представил в полном объеме документы, позволяющие жилищной комиссии разрешить указанный вопрос.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции10.02.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16.02.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный истец обратился в жилищную комиссию воинской части с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в период прохождения военной службы в воинской части 6779. Решением комиссии от 28.02.2019 рассмотрение его обращения было отложено в связи с предоставлением неполного комплекта документов, постановлено повторно рассмотреть вопрос после предоставления им недостающих документов, после предоставления которых решением командира, оформленного ответом от 03.03.2020 N 1014/24-362, ему отказано в передаче его жилищного дела в жилищную комиссию, поскольку он утратил статус военнослужащего.
Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государством гарантировано военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы в том числе по состоянию здоровья составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Как следует из пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
По настоящему делу до принятия окончательного решения жилищной комиссии по вопросу постановки административного истца на учет нуждающихся в жилом помещении, рассмотрение которого было отложено, административной истец был уволен с военной службы по достижению предельного возраста и исключен из списков личного состава воинской части 6779, при этом в приказе об увольнение констатировано, что календарная выслуга лет административного истца в Вооруженных Силах составляет 14 лет 1 месяц 7 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 6 дней.
Таким образом суды верно установили, что на момент увольнения административного истца и исключения его из списков личного состава войсковой части вопрос о его нуждаемости в улучшении жилищных условий не рассмотрен, следовательно, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в принятии его заявления и передачи документов на рассмотрение жилищной комиссии, поскольку последней окончательного решения принято не было, рассмотрение заявления Мамедова Ш.З. было отложено. В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые действия и решение незаконным и обязал командира войсковой части отменить решение, передать жилищное дело в жилищную комиссию, а жилищную комиссию рассмотреть вопрос о принятии Мамедова Ш.З. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения. Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было. Исходя из того обстоятельства, что вопрос постановки административного истца и членов его семьи на учет разрешен не был, обязанность по его рассмотрению не исполнена, к данным правоотношениям подлежат применению положения части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суды правомерно приняли требования к производству и рассмотрели их по существу.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 28.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 03.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу командира войсковой части 6779 без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.03.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.