Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К.
Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фоменко В.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 3 ноября 2020 г.
по административному делу по административному иску Фоменко В.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Главного управления Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю Горлову В.В, возражавшую относительно доводов жалобы, участие которой в судебном заседании обеспечено посредством видео-конференцсвязи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фоменко В.В. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД по Ставропольскому краю), в котором просил отменить решение центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 24 января 2020 г. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с прекращением служебных отношений с ГУ МВД России по Ставропольскому краю с 2016 года по основанию пункта 4 статьи 32 ЖК РСФСР; обязать ГУ МВД России по Ставропольскому краю восстановить его с совместно проживающими несовершеннолетними детьми, дочерью Фоменко С.В, сыном Фоменко Т.В, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом даты предыдущей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 января 2004 г.
В обоснование требований указано, что с Фоменко В.В. с 2000 года проходит службу в органах внутренних дел: с 2001 по 2007 г..г. он проходил службу в ГУВД Ставропольского края; с 2007 по 2016 г..г. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы по контракту в МВД по Чеченской Республике; в 2016 г..переведен в ГУ МВД России по СКФО, где по настоящее время проходит службу. ДД.ММ.ГГГГ решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУВД Ставропольского края Фоменко В.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По решению заседания центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю, оформленным протоколом от 24 января 2020 г..N 7, он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с прекращением служебных отношений с ГУ МВД России до Ставропольскому краю с 2016 года на основании пункта 4 статьи 32 ЖК РСФСР. При этом его жилищное обеспечение не изменилось, в ГУ МВД России по СКФО на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий его не ставят, в связи с тем, что данной очереди не существует, принятие сотрудников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 1 марта 2005 г..не осуществляется, так как ГУ МВД России по СКФО образовано в 2010 году. 3 апреля 2020 г..Фоменко В.В. обращался в ДПД МВД России о пересмотре вышеуказанного решения и восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно полученному ответу, снятие Фоменко В.В. с учета является неправомерным, вместе с тем оснований для пересмотра решения и восстановлении Фоменко В.В. на учете во внесудебном порядке отсутствуют.
Фоменко В.В. полагал свои права нарушенными, так как он и совместно с ним проживающие несовершеннолетние дети ФИО4, ФИО5 по-прежнему нуждаются в улучшении жилищных условий, с 2004 года Фоменко В.В. место проживания в г..Ставрополь не менял, выезд на другое место связан с исполнением служебных обязанностей и носит временный характер, трудовых отношений с работодателем МВД России не прекращал.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 3 ноября 2020 г, административный иск Фоменко В.В. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Фоменко В.В, поданной через суд первой инстанции 25 января 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 1 февраля 2021 г, ставится вопрос об отмене судебных актов ввиду неправильного применения норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ МВД России по Ставропольскому краю просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, полагает выводы судов законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, и возражений на нее, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Фоменко В.В. проходил службу в ГУ МВД России по Ставропольскому краю с 26 ноября 2000 г. по 27 апреля 2007 г.
23 января 2004 г. Фоменко В.В. принят в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях ГУ МВД России по Ставропольскому краю под очередным номером 1280.
С 2007 г. по 2016 г. Фоменко В.В. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы по контракту в Чеченскую Республику, затем в 2016 году переведен к месту службы в ГУ МВД России по СКФО также с дислокацией в Чеченской Республике, где по настоящее время проходит службу.
24 января 2020 г. на заседании центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю рассмотрен вопрос о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 г, на котором принято решение о снятии с учета Фоменко В.В. на основании пункта 4 статьи 32 ЖК РСФСР в связи с прекращением служебных отношений с ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент прекращения трудовых отношений Фоменко В.В. с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в 2007 г, обязанность по предоставлению жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел возлагалась на орган местного самоуправления, на территории которого этот сотрудник проходил службу, а федеральный орган государственной власти должен был выполнить встречную обязанность по компенсации администрации расходов на исполнение названных полномочий. При этом согласно пунктам 8, 16 приказа МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел" учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы; не допускается предоставление жилых помещений из жилищного фонда органов внутренних дел лицам, не проходящим службу в органах внутренних дел и не связанными с органами внутренних дел трудовыми отношениями.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что Фоменко В.В. прекратил трудовые отношения с ГУ МВД по Ставропольскому краю в 2007 году, так как перешел на службу в МВД России по Чеченской Республике, которое расположено за административно-территориальными границами города Ставрополя и Ставропольского края, является самостоятельным юридическим лицом, оснований для дальнейшего нахождения административного истца в очереди нуждающихся в жилой площади на учете административного ответчика не имелось, следовательно, оспариваемое решение центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю о снятии Фоменко В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, поскольку в силу прямого указания нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. При этом сотрудник органов внутренних дел продолжал оставаться на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том же самом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в котором был поставлен на учет только в том случае, если перемещение в интересах службы происходило в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), однако таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции ошибочными и не соответствующими обстоятельствам административного дела, установленным в ходе его рассмотрения согласно представленным доказательствам, а постановленные судебные акты полагает принятыми с неправильным применением норм материального права.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям статьи 29 ЖК РСФСР основаниями, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, давали гражданам право на получение жилых помещений по договорам социального найма являлись: обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состояли на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работал на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Выводы судов о законности оспариваемого решения основывались на суждении о прекращении трудовых отношений между Фоменко В.В. и ГУ МВД России по Ставропольскому краю в 2007 году, однако данные выводы опровергаются представленными административным истцом и приобщенными к материалам дела контрактами, которые перезаключались ежегодно с 2007 года и содержали пункт о предоставлении по истечении срока контракта сотруднику ранее занимаемую им должность в органе внутренних дел, откуда он был перемещен на службу в МВД по Чеченской Республике или с его согласия на равнозначную должность, а также указание на предоставление сотруднику, замещающему должность по данному контракту, льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством, для сотрудников органов внутренних дел, проходящим службу (выполняющим задачу) в Чеченской Республике.
Такие льготы, гарантии и компенсации для сотрудников, замещающих должность по контракту и проходящим службу (выполняющим задачу) в Чеченской Республике были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65, согласно пункту 11 которого определено сохранять за сотрудниками органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на весь период службы на этой территории, не имеющими жилья по установленным нормам - очередность на получение жилья по прежнему месту службы и денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 правовое регулирование гарантий и компенсаций в отношении лиц, имеющих на них право, было изменено и по состоянию на момент зачисления Фоменко В.В. в распоряжение ГУ МВД Росси по СКФО 4 марта 2016 г. на предусматривало дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки). Такие гарантии и компенсации предоставлялись согласно пунктам 1, 1.1 названного Постановления Правительства Российской Федерации проходящим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики; состав специальных сил определялся руководителем Федерального оперативного штаба по представлению руководителей оперативных штабов в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания и Чеченской Республике.
Вопреки имеющимся в материалах дела сведениям о продолжении трудовых отношений на период прохождения Фоменко В.В. службы в МВД по Чеченской Республике и сохранении за ним гарантий, льгот и компенсаций, судами не были установлены обстоятельства прекращения трудовых отношений с административным ответчиком и обстоятельства его перехода на службу в ГУ МВД России по СКФО также с дислокацией в Чеченской Республике в 2016 г, а также отнесение подразделений, в котором Фоменко В.В. проходил службу к составу специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных выше положений закона Фоменко В.В, принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации мог быть снят с учета только в случае утраты им оснований, которые давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма согласно ЖК РСФСР, либо на основании пунктов 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако в оспариваемом решении основания, изложенные в пунктах 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, не были приведены и судами не установлены, утрата оснований, которые давали Фоменко В.В. право на получение жилых помещений по договорам социального найма согласно статьи 29 ЖК РСФСР, с учетом гарантий и компенсаций гражданам, проходящим службу в составе специальных сил, не проверены.
При таком положении выводы судов первой и второй инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции с учетом принципа процессуальной экономии по доводам кассационной жалобы и направления административного дела в суд апелляционной инстанции на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 3 ноября 2020 г. отменить, административное дело направить в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.