Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К.
Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу с дополнениями представителя Ляховского А.В. Мальцевой Л.В. на апелляционное определение Верховного Суда Чеченской Республики от 29 сентября 2020 г.
по административному делу по административному иску Ляховского А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений г. Севастополь о признании незаконным решения, действия, совершенных 26 августа 2015 г. распоряжением N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства".
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителя Ляховского А.В. Мальцевой Л.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ляховский А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений г. Севастополь о признании незаконным решения, действия, совершенных 26 августа 2015 г. распоряжением N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства".
В обоснование требований указано, что в состав имущества города Севастополя включено принадлежащее Ляховскому А.В. на праве собственности имущество - коттедж, расположенный по адресу: "адрес"), приобретенный им по договору купли-продажи объекта незавершенного строительства от 15 января 2015 г, заключенному с ООО "Инфант". Указанными действиями нарушены его права и охраняемые законом интересы в связи с превышением административным ответчиком своих полномочий по изданию распоряжения о включении в реестре собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства, поскольку это право принадлежит Правительству города Севастополя. Ссылаясь на то, что об этом распоряжении ему стало известно в сентябре 2019 года, административный ответчик полагал, что трехмесячный срок обращения в суд не пропущен.
Решением Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 19 ноября 2019 г. требования Ляховского А.В. удовлетворены, распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополь от 26 августа 2015 г. N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства" в отношении административного истца признано незаконным с момента его издания с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 10 марта 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции по основаниям, влекущим безусловную отмену судебного акта, в связи с нарушением правил аудиопротоколирования.
При новом рассмотрении административного дела решением Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 20 мая 2020 г. требования Ляховского А.В. вновь удовлетворены, распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополь от 26 августа 2015 г. N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства" в отношении административного истца признано незаконным путем его отмены с момента его издания с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав Ляховского А.В. и сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в силу, а также опубликовать его в официальном печатном издании в тот же срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 29 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении требований Ляховского А.В. отказано.
В кассационной жалобе представителя Ляховского А.В. Мальцевой Л.В, поданной через суд первой инстанции 21 января 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 2 февраля 2021 г, а также дополнениях к кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, оставлении в силе решения Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 20 мая 2020 г.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
По ходатайству представителя Ляховского А.В. Мальцевой Л.В. в судебном заседании объявлен перерыв до 11 марта 2019 г, ходатайство об отложении судебного заседания отклонено в связи с непредставлением доказательств наличия уважительных причин.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и дополнений к ней, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, согласно договору от 15 июля 2011 г. N 07/11-6 ООО "Инфант" и Ляховский А.В. пришли к соглашению о совместном паевом участии в строительстве коттеджа площадью 510 кв.м, расположенного по "адрес" с последующей его передачей в собственность Ляховского А.В.
15 января 2015 г. между указанными сторонами заключен договор купли-продажи данного объекта незавершенного строительства со степенью готовности 40%, согласно пункту 2 которого коттедж принадлежит продавцу ООО "Инфант" на праве собственности. При этом в качестве основания возникновения права собственности ООО "Инфант" указано разрешение на выполнение строительных работ от 30 декабря 2010 г. и договор аренды земельного участка от 10 декабря 2004 г, который был заключен Севастопольским городским Советом с арендатором КП "Генеральная дирекция киевского городского Совета по обслуживанию иностранных представительств". Сведений о правах ООО "Инфант" на земельный участок не имеется.
Согласно пункту 8 договора купли-продажи от 15 января 2015 г, право собственности на указанный объект незавершенного строительства возникает у покупателя с момента регистрации права собственности в Управлении государственной регистрации права и кадастра Ставрополя. Каких-либо сведений о государственной регистрации в установленном порядке права собственности Ляховского А.В. на объект незавершенного строительства судам не представлено.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26 августа 2015 г. N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства", в Перечень государственного недвижимого имущества (объектов незавершенного строительства), подлежащего включению в Реестр собственности "адрес", включено 14 коттеджей, расположенных в городе Севастополе по "адрес" "адрес"), в том числе, коттедж N, о наличии права собственности на который заявлено Ляховским А.В.
Право государственной собственности города Севастополя на указанное недвижимое имущество (14 объектов незавершенного строительства) зарегистрировано 28 сентября 2015 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда города Севастополя от 27 сентября 2016 г. по делу N А84-2264/2016, рассмотренным с участием заинтересованных лиц ООО "Инфант", Правительства города Севастополя, по заявлению ООО "Еврокрымтуринвест" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в признании недействительным распоряжения последнего от 26 августа 2015 г. N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда города Севастополя от 28 июня 2017 г. по делу N А84-5216/2016 в удовлетворении иска ООО "Еврокрымтуринвест" к ООО "Компания "Инфант", Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, городу федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя о вынесении решения о государственной регистрации и о признании права собственности на 14 объектов незавершенного строительства, расположенных в городе "адрес", отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда города Севастополя от 7 ноября 2018 г. по делу А84-974/2018 в удовлетворении иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ООО "Еврокрымтуринвест" об устранении препятствий в пользовании имуществом в виде 14 коттеджей, расположенных в городе "адрес"), отказано, в связи с предъявлением требований к ненадлежащему ответчику, поскольку судом установлено о фактическом владении спорным имуществом третьими лицами, в том числе Ляховским А.В, привлеченным к участию в деле, в отношении коттеджа N (д. N). В рамках данного спора также был принят и рассмотрен иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, ООО "Компания "Инфант" о признании отсутствующим права собственности города федерального значения Севастополь на вышеперечисленные объекты недвижимости, в удовлетворении которого отказано.
При рассмотрении по существу Арбитражным Судом города Севастополя дела N А84-974/2018 в суде принимал участие представитель Ляховского А.В. Нургалиев А.С, который подержал ходатайство ФИО13, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела по административному иску ФИО14 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решений и действий, связанных с вынесением и исполнением распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26 августа 2015 г. N 240 "О включении в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства". Указанное ходатайство было отклонено протокольным определением суда от 23 октября 2018 г.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 ноября 2018 г. производство по административному иску "адрес" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решений и действий, связанных с вынесением и исполнением Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26 августа 2015 г. N 240 прекращено.
Удовлетворяя требования административного истца и признавая указанное распоряжение от 26 августа 2015 г. N 240 незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по изданию распоряжения выходят за пределы его компетенции, поскольку она ограничена распоряжением государственным имуществом, находящимся в собственности города Ставрополя, тогда как к исключительной компетенции Правительства Севастополя относится принятие решений о приобретении имущества и включении его в реестр города Севастополя. Кроме того, при вынесении оспариваемого распоряжения не соблюдена процедура его принятия.
С таким выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что Правительство Севастополя в силу закона организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за её эффективным использованием, при этом наделяя полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти, в том числе, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по управлению имуществом города Севастополя, что предполагает деятельность по учету государственного имущества, а также ведению реестра собственности в силу Постановления Правительства города Севастополя от 16 мая 2015 г. N 521-ПП. С учетом указанного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия совершены в пределах компетенции государственного органа, а права Ляховского А.В. не нарушены, поскольку право последнего на объект незавершенного строительства не возникло.
Суд апелляционной инстанции также не согласился с выводами суда первой инстанции о соблюдении Ляховским А.В. срока для обращения в суд, посчитав доводы последнего о получении копии распоряжения от 26 августа 2015 г. N 240 в октябре 2019 г, когда административному истцу и стало известно об издании такого акта, не достоверными и недостаточными во взаимосвязи с остальными доказательствами, свидетельствующими об осведомленности представителя заинтересованного лица Ляховского А.В. по делу А84-974/2018, который в каждом судебном заседании в силу своего статуса выражал согласованное мнение и позицию своего доверителя по всем возникающим вопросам и действовал не самостоятельно, а от имени представляемого лица, следовательно, об осведомленности и самого Ляховского А.В. об издании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что распоряжением от 26 августа 2015 г. N 240 в реестр имущества города Севастополя включены не только коттедж, расположенный по адресу: "адрес", но еще 13 коттеджей, принадлежность которых Ляховскому А.В. не подтверждена, сведения о предоставлении Ляховскому А.В. владельцами либо собственниками других коттеджей полномочий на представление их интересов по обжалованию действий административного ответчика в части включения в него остального недвижимого имущества не имеется.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы и дополнений, полагает верными выводы суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30 апреля 2014 г. "О Правительстве города Севастополя" установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя. В силу части 2 статьи 25 указанного Закона Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 6 Закона города Севастополя от 7 августа 2014 г. N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", согласно которым Правительство Севастополя осуществляет государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя, управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, и в рамках своих полномочий осуществляет контроль за его использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом города соответствующие исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
В силу пункта "а" части 2 Закона города Севастополя от 7 августа 2014 г. N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" Правительство Севастополя принимает решения о приобретении по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, имущества, в том числе земельных участков, пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, в собственность города Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя от 16 июня 2015 г. N 521-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (действовавшее на момент совершения оспариваемых действий по изданию распоряжения от 26 августа 2015 г.), согласно пункту 1.1 которого названный Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В силу пунктов 2.3, 2.7 вышеуказанного Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществляет управление и распоряжение имуществом и землями в пределах своей компетенции, в его задачи входит создание и обеспечение функционирования системы учета имущества, находящегося в собственности города Севастополя, и контроля за его использованием, вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности города Севастополя.
Кроме того, в полномочия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя входит осуществление от имени города Севастополя управления владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, приобретение имущества в собственность города Севастополя, ведение реестра собственности города Севастополя, что предусмотрено пунктами 4.2, 4.11 и 4.21 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 16 июня 2015 г. N 521-ПП.
Таким образом, на период совершения Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя действий по включению в реестр собственности города Севастополя объектов незавершенного строительства, в числе которых и коттедж, расположенный по адресу: "адрес"), Правительство Севастополя, которое в силу закона принимает решения о приобретении имущества, наделило полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом города соответствующий исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Департамент полномочиями по приобретению имущества в собственность города Севастополя, о чем прямо закреплено в пункте 4.11 Положения о нем.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о превышении Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя своих полномочий и процедуры действий по включению в Реестр принадлежащего городу Севастополю имущества обоснованно признаны судом апелляционной инстанции ошибочными.
Исходя из норм материального права, регулировавших спорные правоотношения, именно Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принадлежали соответствующие полномочия как по ведению реестра собственности города Севастополя, так и по приобретению имущества в собственность города Севастополя.
Доводы жалобы о необходимости рассмотрения указанного вопроса на заседании Правительства Севастополя и последующему опубликованию подлежат отклонению, поскольку в силу положений статьи 13 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" исключительно с обсуждением на заседаниях Правительства принимаются решения по вопросам: подготовки и исполнения бюджета города Севастополя, а также формирования и использования территориального государственного внебюджетного фонда города Севастополя; Генерального плана города Севастополя; городских целевых программ; программ экономического и социального развития города Севастополя и отдельных территорий города Севастополя; программ приватизации (продажи) объектов собственности города Севастополя; плана (программы) приобретения имущества в государственную собственность города Севастополя; рассмотрения законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Севастополя; принятия Регламента Правительства; принятия Положения об Аппарате Губернатора и Правительства; иным вопросам, обязательное рассмотрение которых на заседании Правительства предусмотрено Регламентом Правительства. Между тем, план либо программа приобретения имущества в государственную собственность города Севастополя, предполагающая расходование бюджетных средств на цели такого приобретения, в распоряжении от 26 августа 2015 г. N 240 не предусмотрены, оспариваемые действия направлены на обеспечение сохранности и рационального использования имущества путем включения его в реестр собственности.
При таком положении, нарушений закона в виде отсутствия полномочий на приятие решения о включении имущества в реестр собственности города Севастополя и в виде несоблюдения процедуры принятия такого решения, влекущих в свою очередь, нарушение прав Ляховского А.В, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не допущено.
Кроме того, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о процессуальных возможностях защиты прав, осуществление которых допускается способами, установленными законом, которые должны соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения и должны быть направлены на обеспечение восстановления нарушенного права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Как было верно обосновано судом апелляционной инстанции, сведения о признании в установленном законом порядке права собственности Ляховского А.В. на коттедж N 7/11 и регистрации указанного права отсутствуют. В то же время, решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2020 г. иск Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Ляховскому А.В. и другим ответчикам об истребовании имущества (спорных коттеджей) из чужого незаконного владения удовлетворен, каких-либо встречных требований Ляховским А.В. к собственнику недвижимого имущества не предъявлено.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии уважительных причин для восстановления срока на подачу административного иска в суд основаны на подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами сведениях об информированности Ляховского А.В. о принятии административным ответчиком распоряжения от 26 августа 2015 г. N 240 начиная с ноября 2018 года, то есть после принятия Арбитражным судом города Севастополя решения по делу N А84-974/2018 по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ООО "Еврокрымтуринвест" об устранении препятствий в пользовании имуществом, в котором Ляховский А.В. принимал участие в качестве третьего лица посредством направления своего представителя, тогда как с настоящим административным иском Ляховский А.В. обратился в суд лишь 14 октября 2019 г.
При таком положении выводы суда второй инстанции соответствуют обстоятельствам дела и не нарушают норм материального либо процессуального права.
Приведенные жалобе доводы о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно применены правила о прелюдии судебных актов, установленные статьей 64 Кодекса Российской Федерации, сами по себе отмены обжалуемого судебного акта не влекут, поскольку судом апелляционной инстанции требования Ляховского А.В. рассмотрены по существу с установлением оснований к отказу в их удовлетворении.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Верховного Суда Чеченской Республики от 29 сентября 2020 г. по доводам кассационной жалобы и дополнений к ней.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 29 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу с дополнениями представителя Ляховского А.В. Мальцевой Л.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.