Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаджиева И.Г. к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан о признании незаконными действий в части уменьшения размера федеральной социальной выплаты, обязании произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Гаджиева И.Г. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 06 июля 2020 года апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 30 сентября 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия, установила:
Гаджиев И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан о признании незаконными действий в части уменьшения размера федеральной социальной выплаты, обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование исковых требований Гаджиев И.Г. указал, что является получателем пенсии по старости. Размер его пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил *** рублей, федеральной социальной доплаты - *** рублей. С ДД.ММ.ГГГГ была произведена индексация размера выплачиваемой ему пенсии на 6, 6 %, однако размер его пенсии в целом не увеличился, поскольку ГУ-ОПФР по РД уменьшил размер его федеральной социальной доплаты ровно на сумму индексации пенсии по старости.
Истец считает данные действия ответчика незаконными, поскольку они противоречат положению ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с приведенной нормой размер федеральной социальной доплаты не подлежал уменьшению в связи с увеличением размера пенсии.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкала Республики Дагестан от 06 июля 2020года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 сентября 2020года, в удовлетворении исковых требований Гаджиева И.Г.отказано.
В кассационной жалобе Гаджиевым И.Г.поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебные постановления подлежат отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01.04.2019 N 49-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что действия ГУ-ОПФР по РД в отношении истца носили законный характер, а требования истца основаны на неверном толковании истцом норм материального права.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился и указал на то, что общая сумма материального обеспечения истца соответствует размеру прожиточного минимума, установленного Законом Республики Дагестан от 24 сентября 2019 года N 82 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Дагестан на 2020 год".
Суд апелляционной инстанции указал на то, что новые положения Федерального закона от 17 июля 2019года N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" были введены в действие с 2019 года и не распространяются на правоотношения возникшие ранее.
С указанными выводами судебных инстанций, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться, ввиду следующего.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовымиактами, определены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ч. 1 ст. 12.1 которого предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" действие положений статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 12.1 названного Федерального закона размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.
При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году (часть 8.2 статьи 12.1 Федерального закона).
В соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" действие положений статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Как следует из искового заявления, истец оспаривает законность действий, органов пенсионного фонда выразившиеся в уменьшении размера федеральной социальной доплаты к пенсии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий пенсионного фонда, однако не проверил правильность расчета и не предложил ответчику представить мотивированный расчет федеральной социальной доплаты, в связи с индексацией имевшей место ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции данные обстоятельства не проверил, ограничился выводом о том, что сумма материального обеспечения истца соответствует размеру прожиточного минимума, установленного Законом Республики Дагестан от 2 сентября 2019 года N 82 " Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Дагестан на 2020 год".
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами судов о том, истец является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, что положения статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178 ФЗ "О государственной социальной помощи" распространяются на пенсионеров, в отношении которых пенсия назначена после 1 января 2019 года.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать правомерными.
С учетом изложенного, решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 06 июля 2020 года апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 сентября 2020 года нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 06 июля 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 30 сентября 2020 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ином составе судей.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.