Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СТС" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области N от 12 августа 2020 года, решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 1 октября 2020 года, решение судьи Тульского областного суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТС", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением исполняющего обязанности Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области N от 12 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Узловского городского суда Тульской области от 1 октября 2020 года, решением судьи Тульского областного суда от 19 ноября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "СТС" (далее - ООО "СТС", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "СТС" просит отменить названные акты, вынесенные в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "СТС" к административной ответственности) необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения среда работнику.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июля 2007 года N477 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, которыми определен перечень средств индивидуальной защиты для водителя, включающий в себя, в том числе жилет сигнальный 2 класса защиты (раз в год).
Как усматривается из представленных материалов, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Государственной инспекции труда в Тульской области на основания распоряжения от 9 июля 2020 года N в отношении ООО "СТС", расположенного по "адрес" было установлено нарушение законодательства в сфере государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно: водителю автокрана ФИО4 работодателем не выдано средство индивидуальной защиты - жилет сигнальный 2 класса защиты (1 раз в год).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "СТС" 12 августа 2020 года постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Тульской области к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ООО "СТС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В жалобе, поданной на постановление должностного лица инспекции и судебные акты, вынесенные в порядке его обжалования, Обществом неоднократно приводились доводы о том, что оно дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же нарушения со ссылкой на вынесение 12 августа 2020 года государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области N, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.
Признавая данный довод заявителя несостоятельным, судебные инстанции обоснованно отметили, что вышеупомянутое постановление от 12 августа 2020 года N и обжалуемое по настоящему делу постановление от 12 августа 2020 года N вынесены на основании различных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Данный вывод судебных инстанций является правильным и подтверждается, в частности, буквальным содержанием названных постановлений должностного лица инспекции.
Доводы жалобы, со ссылкой на судебную практику по другим делам сводятся к несогласию с принятыми по делу актами, выводы судов не опровергают, ранее приводились в судах нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку с обоснованием мотивов отклонения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ООО "СТС" в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление исполняющего обязанности Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области N от 12 августа 2020 года, решение судьи Узловского городского суда Тульской области от 1 октября 2020 года, решение судьи Тульского областного суда от 19 ноября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТС", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СТС" ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.