Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2021 г. по делу N 16-593/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 (далее по тексту - Беляев В.Г.), действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск", на вступившие в законную силу постановление консультанта территориального отдела N 16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2019 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 25 августа 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" (далее по тексту - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением консультанта территориального отдела N 16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2019 года N 16/1324/154э ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года (с учетом определения судьи Раменского городского суда Московской области от 1 июня 2020 года об исправлении описки), оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 25 августа 2020 года (с учетом определения судьи Московского областного суда от 27 октября 2020 года об исправлении описки), постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" по доверенности Беляев В.Г. просит отменить состоявшиеся по делу процессуальные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Пунктом 2.9 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ (далее Порядок) определено, что раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.
В силу пункта 2.12 Порядка организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией.
Согласно пункту 2.13 Порядка каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на территории Раменского района Московской области ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" является региональным оператором по обращению с ТКО.
29 октября 2019 года в ходе осмотра места сбора ТКО на контейнерной площадке по адресу: Московская область, Раменский район, г.п. Удельная, ул. Полевая, д. 28 установлен факт несоблюдения ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" требований в области охраны окружающей среды при обращении с ТКО, выразившийся в отсутствии на контейнерной площадке отдельного контейнера для сухих отходов с синей цветовой индикацией и отдельного контейнера для смешанных отходов с серой цветовой индикацией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 6 ноября 2019 года в отношении ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" протокола N 16/1324/154э об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица от 8 ноября 2019 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении по жалобам защитника общества, поданным в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи городского и областного судов согласились с изложенным постановлении выводами должностного лица о наличии в действиях ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" состава вмененного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы в силу пункта 2.10 Порядка раздельное накопление ТКО должно организовываться ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", поскольку 28 апреля 2018 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора, в соответствии с пунктом 5.1.14 которого обществом взяты на себя обязательства по размещению и использованию для накопления ТКО контейнеров и бункеров, соответствующих требованиям порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление консультанта территориального отдела N 16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2019 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года, решение судьи Московского областного суда от 25 августа 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью ЭкоЛайн-Воскресенск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск", - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.