Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 г. по делу N 16-1090/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" - Белова В.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, начальника государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N66О от 29 мая 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 августа 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, начальника государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N66О от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 августа 2020 года и решением судьи Тюменского областного суда от 21 сентября 2020 года, юридическое лицо акционерное общество "ЮТэйр-Инжиниринг" (далее - АО "ЮТэйр-Инжиниринг", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Белов В.Н. просит об отмене постановлений должностного лица, а также судебных решений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ ("Об охране атмосферного воздуха" под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; под стационарным источником - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Из положений статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации, в том числе в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом и судьями установлено, что АО "ЮТэйр-Инжиниринг" осуществляет эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных по адресам: Тюменская область, г. Тюмень, аэропорт Плеханово (код объекта 71-0172-000540-П); Тюменская область, Тобольский район, д. Медянки Татарские, ул. Портовая, д.10 (код объекта 71-0172-000512-П).
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый АО "ЮТэйр-Инжиниринг" по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, аэропорт Плеханово, поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоен код 71-0172-000540-П и II-я категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 29.12.2016 NAO1FPBO4. Заявка о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была направлена АО "ЮТэйр-Инжиниринг" 26.12.2016 года.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый АО "ЮТэйр-Инжиниринг" по адресу Тюменская область, Тобольский район, д. Медянки Татарские, ул. Портовая, д.10 поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное, объекту присвоен код 71-0172-000512-П и III-я категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего - негативное воздействие на окружающую среду от 29.12.2016 NAO1FPBO4. Заявка о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была направлена АО "ЮТэйр-Инжиниринг" 26.12.2016 года.
АО "ЮТэйр-Инжиниринг" для объектов негативного воздействия на окружающую среду, расположенных по адресам: г. Тюмень, аэропорт Плеханово; Тюменская область, Тобольский район, д. Медянки Татарские, ул. Портовая, д.10, в 2016 году разработана инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01.08.2016 года (далее - инвентаризация), утвержденная генеральным директором АО "ЮТэйр- Инжиниринг", согласно которой количество стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники выбросов) составляет 68 единиц, из которых: 48 - организованных, 20 - неорганизованных.
На основании проведенной инвентаризации АО "ЮТэйр-Инжиниринг" разработан проект нормативов ПДВ, на основании которого установлены нормативы ПДВ от 08.09.2016 N715-н (сроком действия до 08.09.2021). На основании установленных нормативов ПДВ, юридическому лицу выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 08.11.2016 N116, со сроком действия до 08.09.2021 года.
По результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 03.03.2020 года по 22.04.2020 года, установлено, что юридическим лицом - АО "ЮТэйр - Инжиниринг", с 08.11.2016 года в нарушение статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатируются источники выбросов: пункт слива автоцистерн на складе ГСМ; пункт налива топливозаправщиков (ТЗА); емкости для сбора отстоя авиакеросина некондиционного в количестве 2 шт, с 05.10.2018 года по настоящее время заправка ВС централизованная посадочная площадка с трубопроводом централизованной заправки авиационной техники, которые не учтены в составе выбросов при постановке на учет объектов HBOC АО "ЮТэйр-Инжиниринг", сведения об объектах HBOC, в части эксплуатируемых АО "ЮТэйр-Инжиниринг" источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не актуализированы.
В связи с указанными обстоятельствами АО "ЮТэйр-Инжиниринг" привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства того, что вышеуказанные эксплуатируемые источники выбросов не учтены в составе выбросов при постановке на учет объектов HBOC, подтверждены материалами дела и по существу заявителем не оспариваются.
При таких обстоятельствах в деянии АО "ЮТэйр-Инжиниринг", содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В настоящем случае надлежащих мер по соблюдению требований законодательства юридическим лицом не представлено, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Вопреки доводам жалобы общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности. Вопрос соблюдения указанных сроков был предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, нарушений в данной части судьи обоснованно не усмотрели.
Ссылки заявителя на положения части 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой были урегулированы сроки постановки на учет объектов после вступления в силу соответствующей нормы, не свидетельствуют об истечении сроков давности на момент привлечения к административной ответственности.
Нижестоящими судебными инстанциями обоснованно указано на длящийся характер спорного административного правонарушения.
Из разъяснений, приведенных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В настоящем случае установленный статьей 4.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения административного правонарушения и на момент вынесения должностным лицом оспариваемого постановления не истек. Иное толкование заявителем положений закона, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также субъективное понимание им характера допущенных нарушений о необходимости исполнения обязанности в отношении части объектов в срок до 01.01.2017 года, а в отношении объекта, источник выброса по которому введен в эксплуатацию 05.10.2018 - до 05.04.2019 года, не свидетельствуют о неправильном установлении характера административного правонарушения как длящегося. В настоящем случае наступление срока постановки объектов НВОС не носило пресекательный характер, не освобождало АО "ЮТэйр-Инжиниринг" от возложенной на него законом обязанности, при этом общество, эксплуатируя данные объекты, возложенную законом обязанность по постановке вплоть до выявления правонарушения не исполняло.
Таким образом, с учетом длящегося характера правонарушения постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, начальника государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N66О от 29 мая 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 10 августа 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" - Белова В.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.