Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 16-164/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Новопышминское" Игнатьева Н.Б. на постановление судьи Сухоложского городского суда Свердловской области от 14 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 14 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новопышминское", установил:
постановлением судьи Сухоложского городского суда Свердловской области от 14 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 14 июля 2020 года, юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Новопышминское" (далее - ООО "Новопышминское", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Игнатьев Н.Б. просит об изменении вынесенных по делу актов в части вмененных нарушений, прекращении производства по делу в указанной части.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, помимо прочего, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В пунктах 1 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Новопышминское" на объектах: животноводческий комплекс (Свердловская обл, г. Сухой Лог, с. Новопышминское, ул. Кирова, 71 б), цех по производству молока и молочной продукций (Свердловская область, г. Сухой Лог, с. Новопышминское, ул. Кирова, 71 а) при обследовании объектов 10 декабря 2019 года обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно ООО "Новопышминское":
не обеспечило проведение централизованной стирки, химической чистки и ремонта специальной одежды в 2019 году, документы, подтверждающие проведение стирки, химической чистки и ремонта спецодежды в 2019 году отсутствуют;
не осуществляет производственный лабораторный контроль на рабочих местах в 2019 году посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в полном объеме. Результаты лабораторных испытаний (протоколы лабораторных испытаний, отчет о выполнении плана) на всех рабочих местах по физическим, химическим факторам, а также показателям радиационной безопасности при воздействии природных источников излучения (контроль содержания изотопов радона и продуктов их радиоактивного распада в воздухе помещений, уровня гамма-излучения природных радионуклидов в помещениях) за 2019 год, выполненные в рамках проведения производственного лабораторного контроля в соответствии с установленной кратностью отсутствуют. При рассмотрении штатного расписания установлено, что на предприятии предусмотрены такие профессии как "заведующий гаражом", "начальник молочного цеха" и др, производственный лабораторный контроль на рабочих местах которых, что следует из протоколов лабораторных испытаний физических и химических факторов производственной среды на рабочих местах за 2019 год, выданных ИЛЦ Каменск-Уральского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", в соответствии с установленной периодичностью в 2019 году не проводился. Другие документы, подтверждающие проведение производственного лабораторного контроля посредством проведения лабораторных исследований (испытаний) на рабочих местах "заведующий гаражом", "начальник молочного цеха" отсутствуют;
дератизационные мероприятия проводятся не в полном объеме, не проводится дератизация прилегающей территории;
не в полном объеме и не в соответствии с согласованным с органами Роспотребнадзора планом графиком организовано проведение мониторинга качества почвы вблизи мест хранения отходов ООО "Новопышминское" и на границе санитарно-защитной зоны ООО "Новопышминское" в сторону жилых домов по ул. Кирова, а именно: не организовано проведение исследования качества почвы вблизи мест хранения отходов и на границе санитарно-защитной зоны в сторону жилых домов по ул. Кирова на следующие показатели: бенз(а)пирен, нефтепродукты, свинец, кадмий, цинк, никель, медь, мышьяк, ртуть, водородный показатель в 2019 году документированная информация о результатах лабораторного исследования почвы на данные показатели в санитарно-защитной зоне и местах хранения отходов ООО "Новопышминское" в 2019 году в виде протоколов лабораторных испытаний, выполненных в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, отсутствует;
не осуществляет проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации сотрудников предприятия, а именно при рассмотрении личных медицинских книжек сотрудников животноводческого комплекса, цеха по переработке молока и молочной продукции установлено, что часть сотрудников не прошли гигиеническую подготовку и аттестацию;
на объекте - цех по производству молока и молочной продукции не предусмотрен производственный контроль дезинфицирующих средств (исследования активности действующих веществ не включены в программу производственного контроля, протоколы отсутствуют);
не осуществляет проведение профилактических прививок сотрудников предприятия, а именно: при рассмотрении личных медицинских книжек сотрудников животноводческого комплекса, цеха по переработке молока и молочной продукции установлено, что ряд сотрудников не имеют обследования на гепатит "А" и не привиты против гепатита "А", против гриппа.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вменения ООО "Новопышминское" нарушений требований статей 11, 12, 20, 25, 27, 29, 32, 34, 35, 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 6.5, 6.6, 6.7.СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", пункта 2.12 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", пункта 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы", пункта 4.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности", пунктов 2.4.1 и 5.2.2. СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности", пунктов 3.2.3, 3.4.1, 3.4.3.СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения", пункта 6.2 СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита А", пунктов 2.1, 8.2, 18.1, 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", пунктов 1.5, 2.3, 2.4, 2.7, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Данные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вмененные также протоколом нарушения, что ООО "Новопышминское" не разработало полный перечень используемого сырья основных и вспомогательных материалов, полный перечень сырья основных и вспомогательных материалов, что в нарушение требований санитарного законодательства на территории фермы крупного рогатого скота допущено размещение объекта пищевой отрасли промышленности по производству молока и молочной продукции, в ходе рассмотрения дела исключены из общего объема нарушений, за которые ООО "Новопышминское" привлечено к ответственности.
Факт совершения ООО "Новопышминское" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в оспариваемой заявителем части нарушений, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, в части вмененных нарушений в связи с непроведением централизованной стирки, химической чистки и ремонта специальной одежды, в связи с нарушением установленных требований к проведению производственного и лабораторного контроля посредством проведения лабораторных испытаний в полном объеме, в связи с неорганизацией проведения исследований качества почвы, в связи с тем, что не предусмотрен производственного контроля дезинфицирующих средств на объекте цех по производству молока повторяют доводы жалобы на постановление, рассмотренные судьей областного суда. Указанным доводам дана надлежащая правая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Так судьей областного суда правильно отмечено, что требования СП 2.2.2.1327-03 являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности (кроме горнорудной и угольной), транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. С учетом установленных обстоятельств того, что ООО "Новопышминское", занимающееся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, в частности производством молока, молочных продуктов, мяса говядины и зерна, и выдающее работникам специальную одежду, должно было предусмотреть ее правильную стирку, химическую чистку и ремонт, то есть на него распространяется действие СП 2.2.2.1327-03 (в том числе пункта 2.12), при отсутствии доказательств осуществления чистки и стирки СИЗ, не представленных в ходе проверки, судья областного суда пришел к правомерному выводу об обоснованности вменения указанного нарушения обществу и соответствующих выводов должностного лица и судьи городского суда.
Также из материалов дела установлено, что на рабочем месте "начальник молочного цеха" выделены вредные воздействия - шум, микроклимат и световая среда, на рабочем месте "заведующий гаражом" - химический фактор, шум и световая среда, по данным факторам на их рабочих местах должен осуществляться производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний. Поскольку протоколы лабораторных исследований по данным видам работ контролирующему органу представлены не были, судья пришел к выводу об обоснованности вменения ООО "Новопышминское" нарушений требований пунктов 2.4, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
ООО "Новопышминское" согласовало с Роспотребнадзором план-график на проведение контроля качества почвы вблизи мест хранения отходов и на границе санитарно-защитной зоны в сторону жилых домов по ул. Кирова на 2018, 2019 год, в который включило перечень необходимых лабораторных исследований почвы и периодичность их проведения. Поскольку в ходе проверки протоколы лабораторных испытаний почвы на все виды, указанные в плане-графике, в том числе на бенз(а)пирен, нефтепродукты, свинец, кадмий, цинк, никель, медь, мышьяк, ртуть, водородный показатель, представлены не были, судья областного суда согласился в выводами должностного лица Роспотребнадзора о нарушении юридическим лицом требований пунктов 6.5, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03.
Отметив, что производство пищевых продуктов в промышленном масштабе подпадает под понятие промышленного объекта, а также под действие санитарных правил СП 1.1.1058-01, судья пришел к правильному выводу об обоснованном вменении обществу нарушении пунктов 2.3 и 4.1 указанных санитарных правил при установленном отсутствии производственного контроля дезинфицирующих средств на объекте цех по производству молока.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций, в том числе в части нарушений, о необоснованности вменения которых настаивает податель жалобы, не имеется. Вопреки доводам жалобы вмененные по результатам рассмотрения дела нарушения, образующие состав административного правонарушения, нашли свое подтверждение. Несогласие подателя жалобы с оценкой представленных доказательств и установленных на их основании обстоятельств дела не указывает на неправильное разрешение дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО "Новопышминское" совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей областного суда дело проверено в полном объеме, решение судьи соответствует требованиям закона, всем доводам жалобы дана надлежащая правая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Сухоложского городского суда Свердловской области от 14 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 14 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новопышминское" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Новопышминское" Игнатьева Н.Б. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.