Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Белоруснефть-Сибирь" Харрасова А.Р., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление N18/19 начальника отдела - лесничего отдела Красноселькупского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа от 19 ноября 2019 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Белоруснефть-Сибирь", установил:
постановлением N 18/19 начальника отдела - лесничего отдела Красноселькупского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа "данные изъяты" от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2019 года (N12-30/2019) и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2020 года (N7-44/2020), общество с ограниченной ответственностью "Белоруснефть-Сибирь" (далее по тексту - ООО "Белоруснефть-Сибирь", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО "Белоруснефть-Сибирь", защитник Харрасов А.Р, действующий на основании доверенности, просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Копия жалобы направлена в Департамент регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Управления лесных отношений отдела Красноселькупского лесничества; отзыв на жалобу от Департамента в суд не поступал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N607 в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), согласно пункту 14 которых при использовании лесов не допускается, наряду с прочим, загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Из материалов дела следует, что между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" 09 января 2017 года заключен договор 426/Л-16 аренды лесного участка, общей площадью 22, 3981 га, расположенный в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноселькупском районе, Красноселькупском лесничестве в кварталах N1175, 1776, 1893, 1894, 1895, выделы и кадастровые номера которых конкретизированы в пункте 2 договора. В том числе по данному договору ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" был передан лесной участок, расположенный в выделах 1 и 4 квартала 1895 Красноселькупского участкового лесничества Красноселькупского лесничества с географическими координатами 65°11?32"с.ш. 81°34?55"в.д (л.д. 38-53).
Впоследствии 23 января 2018 года между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" также заключен договор аренды N439/Л-17/426/Л-16 в отношении этих же лесных участков (л.д. 20-21, 19).
При рассмотрении дела установлено, что между ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" (заказчик) и ООО "Белоруснефть-Сибирь" (подрядчик) 25 ноября 2016 года был заключен договор N 01/2016-135 о выполнении комплекса работ по строительству поисково-оценочной скважины 8п Давыдовской площади Кынско-Часельского лицензионного участка, в рамках которого указанный выше лесной участок был передан на основании акта приема-передачи от заказчика к подрядчику 24 августа 2017 года.
Исходя из условии данного договора, подрядчик принял на себя обязательство в процессе строительства скважины, в соответствии с природоохранным законодательством обеспечивать содержание в надлежащем состоянии строительной площадки и прилегающей к ней территории переданного лесного участка (пункт 9.14.2); также, подрядчик признал факт собственности относительно всех отходов производства и потребления, образующихся в результате его деятельности при выполнении работ по настоящему договору на лесном участке (пункт 9.14).
На основании Приказа от 07 августа 2019 года N 2987 "О проведении проверки по соблюдению арендатором условий договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов", изданного заместителем начальника отдела Красноселькупское лесничество - заместителем лесничего управления лесных отношений "данные изъяты" в период с 13 по 15 августа 2019 года была проведена проверка соблюдения ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" условий договора аренды лесного участка от 23.01.2018 года N 439/Л-17/426/Л-16 и проекта освоения лесов, в части осуществления контроля за использованием лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При производстве осмотра лесного участка, расположенного в выделах 1 и 4 квартала 1895 Красноселькупского участкового лесничества Красноселькупского лесничества с географическими координатами 65°11?32"с.ш. 81°34?55"в.д. было установлено, что территория данного лесного участка, переданного ООО "Белоруснефть-Сибирь" для осуществления работы по договору от 25 ноября 2016 года N 01/2016-135 загрязнена отходами производства и потребления в виде металлических бочек, пластиковых и стеклянных бутылок, консервных банок, использованных мешков от строительных материалов, мешков с различным бытовым мусором. Данные обстоятельства зафиксированы в Актах осмотра территорий от 13 и 14 августа 2019 года и отображены в фототаблице.
Таким образом, ООО "Белоруснефть-Сибирь" в нарушение пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах допустило загрязнение отходами производства и потребления территорию лесного участка, расположенного в выделах 1 и 4 квартала 1895 Красноселькупского участкового лесничества Красноселькупского лесничества с вышеуказанными географическими координатами, и действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, которые были исследованы в ходе рассмотрения дела и им должностным лицом и судьями дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника о том, что фактические обстоятельства, установленные судебными инстанциями, на основании которых суды пришли к выводу о доказанности виновности общества в совершении правонарушения не соответствуют действительности, со ссылками на то, что надлежащим субъектом административной ответственности является арендатор в лице ООО "Кынско-Часельское нефтегаз", указание на то, что в распоряжении общества отсутствовал проект освоения лесов, что исключало возможность соблюдения санитарных правил в лесах, доводы о том, что лесной участок в пользование обществу не передавался, несостоятельны и по своей сути направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для чего не имеется.
В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению санитарных правил в лесах, в соответствии с которыми не допускается загрязнение лесного участка отходами производства и потребления, обусловлено императивными требованиями закона, при этом указанный лесной участок, в числе прочих, был предоставлен обществу во временное владение и пользование по договору для выполнения комплекса работ по строительству поисково-оценочной скважины, что подтверждено представленным обществом актом приема-передачи земельных участков от 24.08.2017 года (л.д. 18), при этом договор между хозяйствующими субъектами предусматривал, что подрядчик, то есть ООО "Белоруснефть-Сибирь", является собственником всех отходов производства и потребления, образующихся в результате его деятельности при выполнении работ. Ссылки в жалобе на акт сдачи-приемки выполненных работ от 24.04.2018 года, который, по мнению защитника, подтверждает его доводы о непричастности общества к установленным в ходе осмотра 13.08.2019 года нарушениям пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах и к загрязнению данного участка отходами производства и потребления, несостоятельны, поскольку как следует из представленного стороной защиты акта, он свидетельствует о приемке заказчиком только одного - 17 этапа работ - демобилизация буровой установки и бригадного хозяйства (л.д. 22), и не свидетельствует о передаче в указанную дату участка заказчику в связи с полным окончанием работ и исполнением договора.
Доводы жалобы о том, что представитель общества при проведении проверки не присутствовал, в связи с чем был лишен возможности высказать свою позицию, не являются основанием для выводов о нарушении прав лица, привлеченного к административной ответственности. Проверка проводилась в отношении ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" и в ходе осмотров лесных участков, осуществлённых в ходе проверки, были выявлены нарушения установленных Правил санитарной безопасности в лесах иным лицом - ООО "Белоруснефть-Сибирь", однако это не свидетельствует о невозможности привлечения общества к административной ответственности за выявленные нарушения только по тому основанию, что представитель юридического лица не участвовал в осмотре участков, не являющихся, кроме прочего, ограниченными в доступе.
Доводы жалобы защитника о том, что решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (N А81-8411/2018) было отказано в удовлетворении иска ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" о взыскании с ООО "Белоруснефть-Сибирь" убытков в виде расходов на уплату административных штрафов, не являются основанием для отмены решений, состоявшихся по настоящему делу. Установленные при рассмотрении дела арбитражным судом обстоятельства не свидетельствуют о невиновности общества в совершении административного правонарушения, равно как и не являются основанием для освобождения ООО "Белоруснефть-Сибирь" от административной ответственности. Указанное решение арбитражного суда не имеет преюдициального значения для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по смыслу статьи 26.1 КоАП РФ в рамках настоящего дела, поскольку из содержания решения арбитражного суда следует, что требование ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" о возмещении убытков было основано на факте привлечения данного юридического лица к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ и частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, вследствие нарушения правил и норм лесного и экологического законодательства, допущенных на других лесных участках, расположенных в выделах 1 и 4 квартала 1895 Красноселькупского участкового лесничества Красноселькупского лесничества - с географическими координатами "данные изъяты". При этом в рамках рассмотрения арбитражного спора было установлено, что ООО "Белоруснефть-Сибирь" какую-либо деятельность на указанных лесных участках не осуществляло вследствие необходимости эвакуации персонала из-за поднятия уровня паводковых вод.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Белруснефть-Сибирь", являясь коммерческой организацией, осуществляя свою предпринимательскую деятельность на предоставленном на основании договора для выполнения комплекса работ лесном участке, обязано соблюдать санитарные требования и не допускать загрязнение лесов отходами производства и потребления. Кроме того, обязанность содержания лесного участка в выделах 1 и 4 квартала 1895 Красноселькупского участкового лесничества Красноселькупского лесничества (в том числе участка с географическими координатами "данные изъяты" в.д.) прямо следует из пунктов 9.14, 9.14.2 договора подряда, заключенного 25 ноября 2016 год N01/2016-135 с ООО ""Кынско-Часельское нефтегаз".
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ООО "Белоруснефть-Сибирь" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 8.31 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Белоруснефть-Сибирь" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении была направлена обществу в установленном законном порядке и им получена (л.д.7-12).
О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо уведомлялось надлежащим образом, однако своего представителя и(или) защитника не направило, распорядившись своими правами по собственному усмотрению.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.31 КоАП РФ в отношении ООО "Белоруснефть-Сибирь" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание ООО "Белоруснефть-Сибирь" назначено в соответствии с санкцией частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб ООО "Белоруснефть-Сибирь" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении судьями юридическое лицо извещалось надлежащим образом, однако своего представителя и(или) защитника не направило. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление N18/19 начальника отдела - лесничего отдела Красноселькупского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа от 19 ноября 2019 года, решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Белоруснефть-Сибирь", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Белоруснефть-Сибирь" Харрасова А.Р. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.