Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 г. по делу N 16-308/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Судовикова Леонида Игоревича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 июня 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 25 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Судовикова Леонида Игоревича, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 25 августа 2020 года, должностное лицо администратор магазина "Красное и Белое" Судовиков Л.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе Судовиков Л.И. выражает несогласие с постановлением и решением, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей, помимо прочего имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок.
В силу пунктов 1-3 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях: установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений); установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей закона наделяются полномочиями, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Свердловской области "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" N 05/02-2 от 10.04.2020 постановлено в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям организовать и осуществлять следующие, в том числе следующие мероприятия:
проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (пункт 3.10);
применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (пункт 3.12).
В ходе рассмотрения дела установлено, что специалистом Роспотребнадзора на основании приказа заместителя главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе Свердловской области от 11 мая 2020 года N 01-04/245 о проведении эпидемиологического расследования в отношении ООО "Сателит" (на объекте магазин "Красное и Белое" по адресу: Свердловская область, г Нижний Тагил, ул. В. Черепанова, д.117) 11 мая 2020 года в 15 часов 55 минут проведено обследование помещения магазина "Красное и Белое" (принадлежащего ООО "Сателлит"), расположенного по адресу: Свердловская область, г Нижний Тагил, ул. В. Черепанова, д.117. В ходе осмотра помещения магазина выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
не проводится дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, прилавков, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поверхностей столов. В представленном журнале проведения дезинфекции последняя отметка датирована 8 мая 2020 года, что является нарушением пункта 3.10 Постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" N 05/02-2 от 10.04.2020;
в помещении отсутствует бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа, что является нарушением пункта 3.12 Постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" N 05/02-2 от 10.04.2020.
Судовиков Л.И. принят на работу ООО "Сателлит" в качестве администратора магазина (в структурное подразделение по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Верхняя Черепанова, д.117) с 01 апреля 2019 года. Согласно должностной инструкции администратор магазина относится к категории руководителей, на него возложена обязанность по обеспечению соблюдения обязательных, с учетом профиля и специализации магазина, требований, установленных для предприятий розничной торговли в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, а также обязанность осуществление ежедневного (до открытия магазина) контроля готовности предприятия к работе, состояния помещения в целом, включая санитарное состояние (пункты 3.1.2 и 3.1.5 должностной инструкции).
Факт совершения Судовиковым Л.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о недопустимости полученных доказательств, в связи с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об отсутствии оснований, об отсутствии согласования с органом прокуратуры, нарушения срока уведомления о проведении проверки) являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Требования, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", касающиеся основания проверки и сроков уведомления, а также требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся порядка проведения осмотра территорий и помещений, принадлежащих юридическому лицу, в настоящем случае не подлежали применению. Судьями правильно отмечено, что признаки правонарушения выявлены в ходе эпидемиологического расследования, проведенного в порядке, предусмотренном статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в связи с чем согласования с прокурором и заблаговременного уведомления общества о его проведении, предусмотренного Федеральных законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не требовалось.
Несогласие с данными выводами вызвано ошибочным толкованием норм материального применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Не влечет недопустимость доказательств, полученных в результате эпидемиологического расследования, в ходе осмотра помещения магазина, то обстоятельство, что мероприятия проведены с участием Судовикова Л.И, являющимся согласно его должности и положений должностной инструкции лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на обследуемом объекте.
Имеющиеся доказательства, вопреки доводам жалобы указывают на наличие в действиях должностного лица Судовикова Л.И. всех элементов состава вмененного административного правонарушения. В силу занимаемой должности он является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, отвечает признакам должностного лица, приведенным в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы его деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несмотря на ссылки о рекомендательном характере письма Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7495-2020-32 "О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли", в протоколе указаны и допущенные нарушения, и нормы постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области, где приведены конкретные необходимые мероприятия для предотвращения угрозы распространения заболевания, невыполненные в настоящем случае. Отсутствие введенного режима ЧС не указывает на неправильную квалификацию действий Судовикова Л.И.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица Судовикова Л.И, поскольку он имел реальную возможность для выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, но не предпринял всех возможных мер.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления вины Судовикова Л.И. в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Неустранимых сомнений в его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства. Доводы жалобы получили надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с выводами судьи не имеется.
При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Административное наказание в виде штрафа назначено Судовикову Л.И. в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, личности, имущественного положения лица, наличия смягчающего обстоятельства, отсутствие отягчающих, а также отсутствия исключительных обстоятельств для назначения наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией, наказание является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Обстоятельств, указанных в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания правонарушения малозначительным, с учетом характера выявленных нарушений, а также создаваемой реальной угрозы распространения опасного заболевания, соответственно, причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствуют.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 19 июня 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 25 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Судовикова Леонида Игоревича оставить без изменения, жалобу Судовикова Леонида Игоревича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.