Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 г. по делу N 16-859/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Золотухина Юрия Валентиновича - Валиевой О.В. на постановление заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области N 157-2020/з от 24 июля 2020 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 18 сентября 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество" Золотухина Юрия Валентиновича, установил:
постановлением заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области N 157-2020/з от 24 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 18 сентября 2020 года и решением судьи Челябинского областного суда от 14 октября 2020 года, должностное лицо - Золотухин Ю.В, являвшийся в период с 06.12.2011 по 31.12.2019 руководителем Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество" (далее - ЧОБУ "Шершневское лесничество"), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Валиева О.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение.
Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, возражения не направило.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В части 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приведены документы и информация, включаемые в реестр контрактов, в том числе информация об исполнении контракта, документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вышеказанная информация направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 утверждены Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в силу пункта 12 которых в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "ж(1)", "и", "и(2)", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил; изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л", "н" и "п" пункта 2 настоящих Правил; предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте "и(1)" пункта 2 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что Золотухин Ю.В. занимал в период с 06 декабря 2011 года по 31 декабря 2019 года должность руководителя ЧОБУ "Шерневское лестничество". Главным контрольным управлением Челябинской области в период с 13 января 2020 года по 21 февраля 2020 года проведена плановая проверка ЧОБУ "Шершневское лесничество" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В результате проверки установлено, что учреждением заключены следующие контракты: NФ.2019.104638 от 25 марта 2019 года, NФ.2019.104645 от 25 марта 2019 года. Указанные контракты исполнены, подписаны документы о приемке, по ним произведена оплата. В нарушение требований частей 2, 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 12 Правил ведения реестров контрактов документы о приемке, а также информация об исполнении (в том числе об оплате) по контрактам NФ.2019.104638 от 25 марта 2019 года, NФ.2019.104645 от 25 марта 2019 года направлены в Федеральное казначейство для размещения в ЕИС с использованием электронной подписи Золотухина Ю.В, занимавшего в должность руководителя ЧОБУ "Шершневское лесничество", с нарушением установленного срока.
В связи с указанными обстоятельствами должностное лицо Золотухин Ю.В. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения Золотухиным Ю.В. как должностным лицом вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица Золотухина Ю.В. в совершении вмененного ему нарушения.
Обстоятельства события и состава административного правонарушения подтверждены материалами дела.
В спорный период Золотухин Ю.В. являлся руководителем учреждения, с учетом статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностным лицом, ответственным за соблюдение требований, том числе законодательства о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Принимая во внимание должность Золотухина Ю.В. как руководителя учреждения, его должностные обязанности именно он является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей привело к несвоевременному направлению информации, подлежащей размещению в реестре контрактов.
Доводы жалобы о виновных действиях исполнителя по контракту являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены, в том числе как неподтвержденные материалами дела. Выявленное нарушение допущено именно должностным лицом Золотухиным Ю.В, ненадлежащим образом исполнившим свои должностные обязанности по своевременному направлению информации в уполномоченный орган. Обстоятельств, в полной мере исключающих вину Золотухина Ю.В. (в том числе по причине корректировок документации исполнителя) в совершении вмененного правонарушения по причине приятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства (по направлению информации в установленный законом срок), не усматривается, доказательств обратного им не представлено.
Вина Золотухина Ю.В. в совершении правонарушения установлена на основании совокупности представленных доказательств, отвечающих требованиям допустимости, он является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в материалы дела не представлено, выводы должностного лица административного органа и судей о наличии в действиях Золотухина Ю.В. признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельств выявленных нарушений в раках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия Золотухина Ю.В. правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Вопрос прекращения производства по делу в связи с малозначительностью был предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций. Оснований не согласиться с их выводами об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом обстоятельств дела. В настоящем случае, исходя их обстоятельств дела, характера правонарушения, формального состава правонарушения, не требующего наступления последствий, оснований для применения положений о малозначительности, не усматривается.
При пересмотре дела судьями районного суда и областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные и обоснованные решения. Каких-либо нарушений существенных процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями не допущено.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области N 157-2020/з от 24 июля 2020 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 18 сентября 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество" Золотухина Юрия Валентиновича оставить без изменения, жалобу защитника Золотухина Юрия Валентиновича - Валиевой О.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.