Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Гончарук Екатерины Викторовны, Гончарука Алексея Анатольевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-4074/2020 по иску Гончарук Екатерины Викторовны, Гончарука Алексея Анатольевича, действующих в своих интересах и в интересах Гончарук Евы Алексеевны, Гончарука Матвея Алексеевича, к Государственному автономному учреждению Тюменской области "Центр государственной жилищной поддержки", Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности включить в список.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя истцов Кротких К.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени (принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Тюмени), судебная коллегия
установила:
Гончарук Е.В, Гончарук А.А, действующие в своих интересах и в интересах Гончарук Е.А, Гончарука М.А, обратились в суд с иском к Государственному автономному учреждению Тюменской области "Центр государственной жилищной поддержки", Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о признании права на получение социальной выплаты в соответствии с ведомственной целевой программой "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", возложении обязанности включить семью в составе четырёх человек в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году, возложении обязанности предоставить социальную выплату в 2021 году на состав семьи четыре человека.
В обоснование иска указано, что на основании заявлений, поданных 22 июня 2012 года и 04 июля 2013 года истцы с составом семьи 3 человека (супруг Гончарук А.А, супруга Гончарук Е.В, дочь Гончарук Е.А.) признаны нуждающимися в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и участниками мероприятия ведомственной целевой программы. В 2013 и 2014 году семья включена в резервный список соответствующих годов, по дате подачи первоначального заявления - 22 июня 2012 года. 14 февраля 2014 года семья истцов в связи с рождением второго ребенка обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени и была включена в резервный Список на 2015 год. Впоследующем 15 января 2016 года, 18 января 2017 года, 16 августа 2018 года, 03 февраля 2020 года семья истцов вновь обращалась с заявлениями, истцы включены в резервные списки каждого года по дате подачи первоначального заявления. Истцы полагают, что их права нарушаются тем, что реестры списков молодых семей ведутся с нарушениями, муниципальные органы допускают внесение в них изменений, в том числе в старые списки прошлых лет, в связи с чем семья истцов до настоящего времени не получила субсидию.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права.
В своих возражениях на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени и Главное управление строительства Тюменской области просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, помимо указанных во вводной части настоящего определения, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 июня 2012 года и 04 июля 2013 года молодая семья Гончарук с составом семьи 3 человека - Гончарук А.А. (супруг), Гончарук Е.В. (супруга), Гончарук Е.А. (дочь), признана нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и участницей мероприятия ведомственной целевой программы 2013, 2014 годов, исходя из условий формирования списков приказами Главного управления строительства Тюменской области семья включена в резервные списки соответствующих годов, по дате первоначального заявления - 22 июня 2012 года. Впоследствии после рождения рождением второго ребенка семья истцов приказом Главного управления строительства Тюменской области была включена в резервный список 2015 года.
По заявлениям истцов от 15 января 2016 года, 18 января 2017 года, 16 августа 2018 года молодая семья с составом семьи 4 человека была включена в Списки соответствующих годов с даты первоначального заявления - 22 июня 2012 года.
Согласно сведениям, предоставленным Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени, порядковый номер молодой семьи в резервном списке 2016 года - 1194; по состоянию на 23 июня 2020 года - порядковый номер молодой семьи в резервном списке: за 2017 год - 311, за 2018 год - 387; за 2020 год -231.
В настоящее время на основании заявления молодой семьи от 3 февраля 2020 года в отношении семьи истцов принято решение о включении в состав участников мероприятия ведомственной целевой программы на 2021 год с составом семьи 4 человека по дате первоначального заявления - 22 июня 2012 года.
Суд первой инстанции на основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 6.3 Порядка участия молодых семей в мероприятии ведомственной целевой программы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Порядка), не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции, указав на то, что право на получение социальной выплаты предоставляется только тем семьям, которые включены в список претендентов, семья Гончарук в этот список не включена. Также указал, об отсутствии оснований для признания нарушений при ведении указанных списков, указав о возможности внесения в них изменений, связанной с высвобождением средств, предназначенных для предоставления социальных выплат, а также об отсутствии оснований для внеочередного предоставления социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды пришли к обоснованному выводу о том, что изменение порядкового номера семьи в списках не указывает на наличие в действиях ответчиков нарушений, поскольку в соответствии с п. 4.1, 4.2, 4.4 Порядка, формирование сводных списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, последующее формирование списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году поставлено в зависимость от объема финансирования. Если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в мероприятии ведомственной целевой программы. При этом формирование такого списка производится как исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления, так и с учетом лиц, имеющих преимущественное право на включение в указанные списки.
Указание заявителей о том, что в списке семей имеются участники с составом семьи 2 человека, значение порядкового номера в списке которых меньше, чем у заявителей, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и оспаривание правильности выводов суда по ним.
Доводы заявителей кассационной жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, поскольку в силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, достаточность и допустимость доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом. В отсутствие достоверных данных, указывающих на нарушение ответчиками прав истцов на включение в списки претендентов и обеспечение субсидией, начиная с 2012 г, оснований для проверки сводных, резервных списков, сведений о семьях, имеющих трех и более детей, начиная с указанного периода, суд не усмотрел.
Ссылка заявителей на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о включении их в список претендентов на получение социальной выплаты, в связи с чем, по их мнению, право истцов подлежит защите, следует отклонить, поскольку, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, семья Гончарук в список претендентов не включалась, доказательств того, что истцы имели право на первоочередное включение в указанные списки, материалы дела не содержат, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Учитывая, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гончарук Екатерины Викторовны, Гончарука Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.