Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Зориной С.А., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" на решение мирового судьи судебного участка N 1 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03 ноября 2020 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-5573/2019 по иску Рощиной Нины Юрьевны к обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис" о защите прав потребителей, установил:
Рощина Н.Ю. обратилась в суд с иском к ООО "Сити-Сервис" о признании незаконными действий по начислению платы за отопление по адресу: "данные изъяты", с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 года по апрель 2019 года в размере 37 414, 96 рублей, о взыскании суммы переплаты в размере 1 819, 80 рублей, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей, штрафа в размере 50 процентов от присужденной суммы, возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что в указанные периоды за отопление было начислено 37 414, 96 рублей. Поскольку в доме не установлен коллективный (общедомовой прибор учета тепловой энергии), то при расчете платы за отопление был использован норматив потребления на отопление - 0, 030 Гкал на 1 кв.м площади жилых помещений, установленный пунктом 1 Приложением N2 к Постановлению Администрации городского округа Верхняя Пышма от 27 декабря 2012 года N 2298 "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан ГО Верхняя Пышма в 2013 году". Вместе с тем решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28 августа 2012 года данное постановление в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным. Указывает, что Постановление РЭК Свердловской области от 31 июля 2019 года N 84 в данном случае является заменяющим и может применяться для расчета платы за отопление.
Решением мирового судьи судебного участка N1 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 12 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 3 ноября 2020 года, исковые требования Рощиной Н.Ю. удовлетворены, действия ООО "Сити-Сервис" по начислению платы за отопление по адресу: "данные изъяты", с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 года по апрель 2019 года в размере 37414, 96 руб. признаны незаконными. С ответчика в пользу Рощиной Н.Ю. взысканы 1819, 80 руб. - переплата за отопление, 1000 руб. - компенсация морального вреда, 1409, 90 руб. - штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, 5000 руб. - расходы на оплату услуг представителя, всего 9229, 70 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу Рощина Н.Ю. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд считает, что имеются установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов ввиду неправильного применения судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником квартиры по адресу: "адрес"
Поскольку в доме истца не установлен коллективный прибор учета тепла, то при расчете платы за отопление был использован норматив потребления за отопление - 0, 030 Гкал на 1 кв.м.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что с 13 августа 2010 года ввиду вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", у органов местного самоуправления отсутствует полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, и, ссылаясь на вступившие в законную силу судебные постановления о признании незаконными постановления администрации ГО Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 года - решение Вернепышминского городского суда Свердловской области от 28 августа 2012 года, решение Вернепышминского городского суда Свердловской области от 10 июля 2018 года; от 27 декабря 2012 г. - апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 июня 2019 г. пришел к выводу, что норматив, установленный постановлением администрации г. Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 года N 2385 и от 27 декабря 2012 года N 2298 не может применяться, так как установлен с нарушением предусмотренной законодательством методики определения норматива потребления коммунальных услуг и принят не правомочным органом.
Удовлетворяя исковые требования Рощиной Н.Ю, суд первой инстанции исходил также и из того, что постановлениями администрации г. Верхняя Пышма за период с 2007 - 2011 г. норматив потребления определялся исходя из поставщика услуг, что является нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306, вместе с тем дифференциация нормативов потребления коммунальных услуг по поставщикам энергетических ресурсов, используемая в постановлениях администрации г. Верхняя Пышма, действующим законодательством не предусмотрена.
Установив указанные обстоятельства, мировой судья пришел к выводу, что начисление платы за отопление по нормативу, установленному указанным Постановлением, является незаконным, расчет платы необходимо произвести по нормативу, установленному заменяющим нормативным правовым актом - Постановлением РЭК Свердловской области от 31 июля 2019 года N84-ПК.
На основании указанного расчета мировой судья взыскал в пользу Рощиной Н.Ю. сумму переплаты за отопление исходя из указанного заменяющего нормативно-правового акта в размере 1819, 80 руб, а также компенсацию морального вреда и штраф.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения мирового судьи.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за коммунальные услуги включает, в том числе, и плату за тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
С момента вступления в силу (с 13 августа 2010 года) соответствующих изменений в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления исключены из перечня органов, осуществляющих полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее также - Правила N 306).
Согласно пунктам 2, 4 Правил N 306 в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258, уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изменения, которые внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, вступили в силу с 1 июля 2012 года.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
На основании данного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Свердловской области принято постановление от 12 сентября 2012 года N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года", согласно которому при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, следует использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" пункт 2.4 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), устанавливающий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, сохраняется до 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 1822 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" срок перехода к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг перенесен на 1 января 2021 года.
Как следует из приведенных норм в их взаимной связи, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, допустило использование нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, принятых до 30 июня 2012 года, без приведения их в соответствие с изменениями, внесенными в Правила N 306.
Указом Губернатора Свердловской области от 10 ноября 2016 года N 658-УГ "О поэтапном переходе к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" предписано осуществить не позднее 01 января 2021 года поэтапный переход к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
В Свердловской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области").
Постановлением РЭК Свердловской области от 31 июля 2019 года N 84-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области", вступающим в силу с 01 января 2022 года в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 28 декабря 2020 года N 270-ПК, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области.
Указанный нормативный акт имеет юридическую силу со дня его вступления в законную силу - 01 января 2022 года, сведений о придании акту обратной силы, в постановлении не содержится.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования и указывая, что при расчете платы за отопление, подлежат применению нормативы, установленные Постановлением РЭК Свердловской области от 31 июля 2019 года N 84-ПК, свои выводы не мотивировал, не указал, на каком основании положения указанного нормативного акта распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.
Сведения о вступлении в силу постановления РЭК Свердловской области от 31 июля 2019 года N 84-ПК судами учтены не были, в связи с чем суды пришли к преждевременному выводу о применении к расчету норматива, установленного указанным постановлением.
Судом первой инстанции, в нарушение норм материального права, не учтено, что на момент разрешения настоящего спора, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению РЭК Свердловской области не утверждены, поэтому по общему правилу на территории данной области продолжают действовать нормативы, установленные органами местного самоуправления по состоянию на 30 июня 2012 года.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), до 13 августа 2010 года нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления.
Так, норматив потребления коммунального ресурса с 2007 года были утверждены постановлением администрации г. Верхняя Пышма от 19 января 2007 года N 56, от 29 декабря 2007 года N 3948, от 13 января 2009 года N 18, от 13 декабря 2010 года N 2481, от 30 декабря 2011 года N 2385, 27 декабря 2012 года N 2298.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28 августа 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 ноября 2012 года, Постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 года N2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным, так как используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления методика не соответствует Правилам N306, и признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 13 ноября 2012 года.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 июля 2018 года был установлен факт незаконности постановления администрации городского округа Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 года (с изменениями, внесенными Постановлениями администрации ГО Верхняя Пышма от 09 ноября 2012 года, N1956, от 03 декабря 2012 года N2131).
Вместе с тем, сведений о недействительности постановления администрации г. Верхняя Пышма от 13 января 2009 года N18, от 13 декабря 2010 года N 2481, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в действие введён не был, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" было продлено использование нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, в переходный период до 31 декабря 2016 года, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N603 - до 01 января 2020 года, суду при разрешении спора надлежало определить норматив, принятый в установленном законом порядке и действующий по состоянию на 30 июня 2012 года, который подлежит применению при начислении платы за отопление в спорный период.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что норматив потребления отопления, установленный органом местного самоуправления в период с 2007 по 2011 года, не может быть принят во внимание, поскольку нарушена методика установления и определения норматива потребления коммунального ресурса, предусмотренная подп. "д" п. 5 Правил N306.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что постановления администрации г. Верхняя Пышма от 13 января 2009 года N18, от 13 декабря 2010 года N2481 в установленном законом порядке признаны недействительными.
Судом не указано, в силу каких норм материального права, отдано предпочтение нормативному акту, не вступившему в законную силу, вместо постановления органа местного самоуправления, который недействительным в установленном законом порядке не признан.
Приведенные обстоятельства судом первой инстанции при определении характера спорных правоотношений во внимание не приняты.
Допущенные мировым судьей нарушения не были устранены и судом апелляционной инстанции, согласившегося с выводами суда первой инстанции.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03 ноября 2020 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.