Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-819/2020 по иску Репп Елизаветы Валерьевны к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании незаконным приказа об отказе в постановке на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет
по кассационной жалобе Репп Елизаветы Валерьевны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Репп Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании приказа N 152-ОД/Ж от 28 апреля 2020 года об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера незаконным, возложении обязанности поставить ее на учет с даты подачи заявления.
В обоснование заявленных требований указала, что родилась в г. Губкинский, затем выехала за пределы ЯНАО, общий период проживания в районах Крайнего Севера составляет 18 лет. Она является инвалидом с детства, обратилась в Департамент с заявлением о постановке на учёт для получения социальной выплаты для приобретения жилья. Приказом ответчика ей было отказа в постановке на учёт. Причиной отказа явилось то обстоятельство, что она родилась после 01 января 1992 г. С данным отказом истец не согласна, полагает что имеет право состоять на соответствующем учёте, поскольку она родилась 8 января 2002 года в г. Губкинский ЯНАО и до настоящего времени проживает в г. Пурпе ЯНАО, т.е. в районах Крайнего Севера. 1 сентября 2004 года ей впервые установлена инвалидность категории "ребенок-инвалид", а 19 декабря 2019 года - инвалидность 3 группы. Для лиц данной категории не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера после 1 января 1992 года. Жилых помещений в собственности она не имеет.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2020 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что истец Репп Е.В. является инвалидом 3 группы бессрочно с детства, что подтверждается справкой бюро N 3 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по ЯНАО".
12 марта 2020 года истцом в адрес ответчика подано заявление о включении ее в список граждан, имеющихся право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды" (л.д. 39 - 40).
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 28 апреля 2020 года N 152-од/ж Репп Е.В. отказано в постановке на учет в связи с несоответствием требованиям ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ, а именно: рождением после 1 января 1992 года (л.д. 85 - 86).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, исходил из того, что право на предоставление единовременной социальной выплаты распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 года, однако, истец родилась позднее этой даты, в связи с чем, право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с вышеназванным законом, истец не приобрела, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого приказа.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы об обоснованности заявленных требований, поскольку Законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 01 января 1992 года для категории лиц - "инвалиды с детства", поскольку судом применен названный закон в редакции от 20 июля 2020 года, недействующей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием для отмены судебных актов не является.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Статьей 1 указанного Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (в редакции от 20 июля 2020 г.) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Действительно, в редакции указанного закона, действующей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учёт для получения социальной выплаты для приобретения жилья положение в отношении инвалидов с детства было изложено следующим образом: "инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из системного толкования судами, положений указанных выше правовых актов, следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности - не позднее 1 января 1992 года, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
Расширение круга лиц указанных в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Норма абзац. 3 ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абзацем 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Кроме того, согласно статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Федеральным законодателем установлены условия, которым должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии.
Норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии инвалидами с детства устанавливает обязательные требования как по времени рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не позднее 1 января 1992 года, так и требование о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Таким образом, доводы жалобы о необходимости применения положений ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ (в редакции до 20 июля 2020 года) не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров, также не могут повлечь отмену принятых судебных актов, поскольку законом не предусмотрено такого основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Репп Елизаветы Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.