Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-115/2020 по кассационной жалобе административного истца Реджепбаева Владимира Аширбаевича на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 15 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Реджепбаева В.А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии названной воинской части, связанных с отказом в изменении даты постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания в избранном постоянном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления административного истца Реджепбаева В.А. в поддержку доводов жалобы, представителя административного ответчика Рыбакова О.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Саратовского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального окружного военного суда от 15 декабря 2020 г, Реджепбаеву В.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным отказ жилищной комиссии войсковой части 3684 от 22 мая 2020 г. и командира указанной воинской части от 3 июля 2020 г. изменить дату принятия его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, обязав административных ответчиков изменить дату постановки его и членов его семьи на указанный учет с 30 января 2019 г. на 27 декабря 2004 г.
В поданной 16 декабря 2020 г. кассационной жалобе административный истец Реджепбаев В.А, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие жилищные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что он решением жилищного органа войсковой части N. от 27 декабря 2004 г. принят на жилищный учет на законных основаниях и сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма с указанной даты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Реджепбаев В.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы во Внутренних войсках МВД России 28 апреля 2000 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части N. от 27 декабря 2004 г. Реджепбаев В.А. составом семьи из... человек поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С ноября 2013 г. административный истец проживает с членами семьи в предоставленной ему служебной квартире, расположенной в "данные изъяты".
30 января 2019 г. Реджепбаев В.А. обратился к командованию с рапортом о признании его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания в избранном постоянном месте жительства.
27 февраля 2019 г. решением жилищной комиссии войсковой части N. Реджепбаев В.А. как имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, поставлен с членами его семьи на указанный учет с 30 января 2019 г.
17 апреля 2019 г. Реджепбаев В.А. уволен с военной службы по истечении срока контракта и с 29 апреля 2019 г. исключен из списков личного состава воинской части.
26 мая 2020 г. Реджепбаев В.А. обратился к командованию воинской части с требованием принять его на учет в целях обеспечения жильем для постоянного проживания с 27 декабря 2004 г.
На данное обращение 3 июля 2020 г. командованием ему дан письменный ответ, согласно которому он принят на учет нуждающихся жилом помещении по договору социального найма с 29 января 2019 г, то есть с момента достижения необходимой продолжительности военной службы (более 20 лет) и даты его обращения с соответствующим рапортом. При этом жилищной комиссией и командованием воинской части Реджепбаеву В.А. в переносе даты принятия на указанный учет на 27 декабря 2004 г. отказано.
В силу пунктов 1, 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой закона прапорщики и мичманы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г, и совместно проживающие с ними члены их семей, обеспечиваются служебным жильем на весь срок военной службы.
Кроме того в данной норме указано, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для принятия Реджепбаева В.А. на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по избранному им после увольнения постоянному месту жительства с 27 декабря 2004 г, поскольку право на предоставление жилого помещения для постоянного проживания у него могло возникнуть не ранее достижения 20 лет общей продолжительности военной службы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, а мнение автора кассационной жалобы о наличии у него права состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания ранее даты, когда у него возникло право на обеспечение таким жильем, противоречит закону.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
Обжалованные судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Иные доводы автора кассационной жалобы на правильность выводов судов не влияют, основаны на ошибочном толковании норм материального права и сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2020 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 15 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению Реджепбаева Владимира Аширбаевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 февраля 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.