Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Репина Д.Н. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 г. по административному делу N 2а-170/2020 и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 3 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Репина Дмитрия Николаевича об оспаривании действий и решений командира войсковой части N., связанных с порядком его исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Бабошкина П.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и суть поступивших на неё возражений, а также выслушав выступление представителя административного истца - Бабенко Р.В, которым поддержаны доводы кассационной жалобы и позицию прокурора Шамсутдинова А.А, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, установил:
Репин Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, содержащим требования о признании незаконными действий и решений командира войсковой части N, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, в целях восстановления его нарушенных прав просил обязать административного ответчика отменить оспоренные приказы, восстановить его на военной службе и в указанных списках с обеспечением положенными видами довольствия и предоставить оставшуюся часть неиспользованного основного отпуска за 2020 год, к которому присоединить 15 суток дополнительного отпуска и отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.
Определением Хабаровского гарнизонного военного суда от 31 августа 2020 г. производство по административному делу в части требований административного иска о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с увольнением Репина Д.Н. с военной службы, прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - в связи с отказом административного истца от административного иска, а вышеуказанным решением Хабаровского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 1-го Восточного окружного военного суда, в удовлетворении требований административного иска Репина Д.Н. в оставшейся части отказано.
В поданной 29 января 2021 г. кассационной жалобе административный истец Репин Д.Н. с приведением доводов, в целом аналогичных тем, которые по настоящему делу являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, просит Кассационный военный суд отменить решение и апелляционное определение и принять по делу новое решение, которым в полном объёме удовлетворить его требования.
Автор кассационной жалобы полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права при том, что изложенные в них выводы не соответствуют установленным обстоятельствам административного дела.
В обоснование жалобы Репиным Д.Н. самостоятельно анализируются положения пунктов 2 и 4 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 (далее - Положение), и сделаны выводы о нарушении его права на отдых и возможности реализовать это право в избранном им месте действиями командира войсковой части N, который в приказе от 17 августа 2020 г. N 156 определилполагать предоставленными ему оставшуюся часть основного отпуска за 2020 год сроком 12 суток и дополнительный отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток начиная с 21 июля 2020 г. при том, что 20 июля 2020 г. он на основании приказа того же должностного лица от 13 июля 2020 г. N 128 был исключён из списков личного состава воинской части с 20 июля 2020 г.
Отмечает, что полагающиеся при окончательном расчёте денежные выплаты им получены только 26-27 августа 2020 г, а к основному отпуску ему не были присоединены дополнительные 15 суток отдыха как военнослужащему, занимаемая которым воинская должность входит в Перечень воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, утверждённый приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.10.2016 N "данные изъяты" (далее - Перечень).
При этом административным истцом приводится совокупность доводов и данных, заключающихся в наличии у него за период военной службы положительных характеристик, участии его в боевых действиях и необходимости получения им квалифицированной медицинской помощи в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.
Настаивает на том, что восстановление его прав невозможно без отмены приказов об увольнении его с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Старшим помощником военного прокурора Хабаровского гарнизона капитаном юстиции Богучарским И.Е. поданы возражения, в которых приводится обоснование несостоятельности доводов кассационной жалобы и содержится просьба об оставлении её без удовлетворения, а обжалуемых судебных актов - без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судебными инстанциями установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу, подтверждается его материалами и фактически не оспаривается автором кассационной жалобы, что Репин Д.Н. был уволен с военной службы в запас приказом командира войсковой части N. на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03. 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), то есть по истечении срока контракта, а приказом этого же воинского должностного лица от 14 июля 2020 г. N "данные изъяты" административный истец с 20 июля 2020 г. полагается сдавшим дела и должность, с этой же даты был исключён из списков личного состава воинской части.
После утверждения заключения военно-врачебной комиссии от 22 июля 2020 г, в соответствии с которым Репин Д.Н. признан не годным к военной службе, вышеупомянутый приказ отменён как нереализованный приказом командира войсковой части N. от 12 августа 2020 г. N 34, и административный истец уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказами этого же должностного лица от 17 августа 2020 г. N 156 и от 21 августа 2020 г. N "данные изъяты" изменена дата исключения Репина Д.Н. из списков личного состава воинской части с 20 июля 2020 г. на 31 августа 2020 г, чем учитывалось предоставление административному истцу основного отпуска за 2020 г. и отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 12 и 30 суток соответственно.
Из сведений, представленных привлечённых к участию в деле органами - федеральными казёнными учреждениями "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" и "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", а также пояснений самого административного истца следует, что положенными видами довольствия Репин Д.Н. обеспечен по дату исключения из списков личного состава воинской части, указанную в приказах командира войсковой части N. от 17 августа 2020 г. N 156 и от 21 августа 2020 г. N "данные изъяты".
Отказывая при установленных обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и требования статей 29 и 34 Положения, дали им верное истолкование, по итогам чего пришли к мотивированным выводам о том, что оспоренными действиями и решениями права административного истца не нарушены, основания для их судебной защиты отсутствуют.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Пунктом 16 статьи 34 Положения предусмотрено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а до проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В соответствии с пунктом 16 статьи 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчётом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Установив, что административный истец полагается сдавшим дела и должность с 20 июля 2020 г, а требования пункта 16 статьи 29 Положения в первую очередь направлены на реализацию военнослужащим своего права на отдых, в то время как действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрета на предоставление военнослужащим, сдавшим дела и должность, отпусков перед исключением из списков личного состава воинской части, суды пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для признания незаконными оспоренных действий и решений административного ответчика и восстановлении прав Репина Д.Н, которые он полагает нарушенными, посредством предоставления отпусков той же продолжительности, но в более поздние даты.
Вопреки мнению административного истца, командованием соблюдены требования абзаца 6 пункта 10 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 12 статьи 31 Положения о том, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трёх лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.
Этот отпуск, согласно материалам административного дела, предоставлен Репину Д.Н. в 2020 году до исключения из списков личного состав воинской части, как и отпуска по болезни общей продолжительностью 60 суток; до исключения из указанных списков ему также обеспечена возможность прохождения профессиональной переподготовки в период с 3 февраля по 20 мая 2020 г. Положенными видами довольствия Репин Д.Н. обеспечен в полном объёме ранее даты исключения из списков личного состава воинской части.
Таким образом, вывод судебных инстанций относительно порядка восстановления прав административного истца в полной мере соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
При этом приведённые в кассационной жалобе данные, касающиеся добросовестного отношения Репина Д.Н. к исполнению обязанностей военной службы в предшествующий период, не имеют юридического значения относительно существа требований административного иска об оспаривании действий и решений командования, связанных с соблюдением прав того при увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
В свою очередь, соответствует обстоятельствам административного дела вывод судов об отсутствии оснований для предоставления Репину Д.Н. основного отпуска с увеличением его продолжительности согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на 15 суток как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей на которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, поскольку обязанностей по воинской должности, которые были бы связаны с повышенной опасностью для его жизни и здоровья, Репин Д.Н. в 2020 году не исполнял. Само по себе указание в Перечне занимаемой военнослужащим воинской должности, в отсутствие исполнения тем в течение года должностных обязанностей, обусловливающих участие в мероприятиях, которые связаны с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в отсутствие при этом соответствующего приказа полномочного воинского должностного лица, не предполагает необходимости увеличения продолжительности основного отпуска.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Указания на наличие подобных оснований доводы кассационной жалобы не содержат.
Таким образом, принятые Хабаровским гарнизонным военным судом и 1-м Восточным окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Позиция административного истца и доводы в её обоснование получили надлежащую оценку со стороны судебных инстанций, отвергнуты ими правомерно и с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене обжалованных судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьёй 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 3 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Репина Дмитрия Николаевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 22 марта 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.