Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щурий С.А, действующего в интересах Арутюнян Д.А, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Арутюнян Д.А. об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Арутюнян Д.А. по доверенности Щурий С.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Арутюнян Д.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования г. Новороссийск от 12 февраля 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров Правилам землепользования и застройки городского округа МО г. Новороссийск.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 7 июля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем Арутюнян Д.А. по доверенности Щурий С.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконность и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 24 ноября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 25 декабря 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Арутюнян Д.А. по доверенности Щурий С.А, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Признавая незаконным оспариваемое решение, суд первой инстанции указал, что земельный участок, на котором истцом планируется строительство, поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования "малоэтажная индивидуальная жилая застройка (коттеджи)" до отнесения данного земельного участка Правилами землепользования и застройки к зоне ОД-3 Указанный земельный участок находится в сложившейся зоне застройки индивидуальных жилых домов ст-цы Натухаевской.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами районного суда.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от 12 октября 2015 года Арутюнян Д.А. принадлежит земельный участок площадью 480 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", категории земель населенных пунктов малоэтажная индивидуальная жилая застройка (коттеджи).
С целью строительства дома на принадлежащем ей земельном участке, Арутюнян Д.А. обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации г. Новороссийска с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома
Арутюнян Д.А. 12 февраля 2020 года получено уведомление органа местного самоуправления о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительством индивидуального жилого дома вида разрешенного использования земельного участка Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, согласно которым данный земельный участок, отнесена к зоне ОД-3 - зоне объектов образования и научных комплексов.
Положением подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 данного Кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 36 данного Кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 51.1 поименованного Кодекса в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно части 7 приведенной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 данной статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Право собственности Арутюнян Д.А. на земельный участок возникло 26 октября 2015 года, то есть после утверждения схемы функционального зонирования генерального плана городского округа МО г. Новороссийск (утвержден решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 22 ноября 2011 года N 158 с изменениями от 21 июля 2015 года N 493), согласно которой, рассматриваемый земельный участок отнесен к зоне размещения объектов образования и здравоохранения, а также после утверждения 23 декабря 2014 года Правил землепользования и застройки городского округа МО г. Новороссийск, в соответствии с которыми, земельный участок отнесен к зоне ОД-3.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 февраля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.