Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Левинсон А.А. по доверенности Барчукова О.А. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 года по административному исковому заявлению Левинсон А.А. к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Левинсон А.А. обратилась в Прикубанский районный суд г. Краснодара с административным иском о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) от 8 мая 2019 года N в предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительств и возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация), департамент предоставить земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, площадью 1000 кв. м (далее - спорный земельный участок), в аренду на 20 лет.
В обоснование требований административный истец указал, что является матерью ребенка-инвалида. Реализуя свое право на первоочередное получение земельного участка, предоставленное Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), для улучшения своих жилищных условий, Левинсон А.А. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей на территории г. Краснодара земельного участка. Административный ответчик, признавая ее право на получение земельного участка, отказал в таком предоставлении, указывая, что административный истец не доказал свою нуждаемость в улучшении жилищных условий. Заявитель с решением администрации не согласен, полагает, что администрация нарушает ее права и законные интересы.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 октября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО, являющаяся ребенком-инвалидом Левинсон А.А, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит. Документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, административный истец не представил, в связи с чем администрация обоснованно отказала Левинсон А.А. в предоставлении земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 года решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 октября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 ноября 2020 года, представитель Левинсон А.А. по доверенности Барчуков О.А. ставит вопрос об отмене решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 года. Как указывает заявитель, положения статьи 17 Закона N 181-ФЗ не содержат обязанность постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что судами первой и апелляционной инстанций безосновательно указано на наличие у семьи Левинсон недвижимости.
Определением судьи от 29 декабря 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Левинсон А.А. по доверенности Зубко А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, Левинсон А.А. является матерью ребенка-инвалида ФИО (инвалидность установлена до 26 декабря 2019 года).
22 апреля 2019 года Левинсон А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации о предоставлении ей земельного участка по адресу: г. "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Письмом заместителя директора департамента от 8 мая 2019 года N Левинсон А.А. разъяснены положения действующего законодательства по вопросу предоставления земельных участков, и указано, что в настоящее время в городе Краснодар свободные сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства отсутствуют. Дополнительно сообщено, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет для дальнейшей его реализации путем проведения торгов.
Судом установлено, что ФИО вместе со своей семьей проживает и зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, в собственности членов семьи ФИО имеются и иные жилые помещения (л. д. 46 - 48).
На основании статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
ФИО на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административный истец документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, не представил, и, соответственно, пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика предусмотренных законом оснований для принятия положительного решения по заявлению Левинсон А.А. о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения статьи 17 Закона N 181-ФЗ не содержат обязанность постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, наличие у ребенка административного истца инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Утверждения кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций безосновательно указано на наличие у семьи Левинсон недвижимости, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были проверены судами обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Левинсон А.А. по доверенности Барчукова О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.