Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Филиппова И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Филиппова И.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Филиппова И.В. и его представителя Филиппова Р.И, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филиппов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Колычеву М.А. о признании незаконным решения от 23 августа 2019 года N 103 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма.
Просил обязать административных ответчиков принять решение о постановке Филиппова И.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 мая 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Филипповым И.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконность и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 ноября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 декабря 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Филиппова И.В. и его представителя Филиппова Р.И, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом лицо, уволенное с военной службы, утрачивает статус военнослужащего с момента исключения из списков личного состава воинской части (учреждения) (пункт 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента России от 16 сентября 1999 года N 1237).
В настоящее время признание военнослужащих, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
В соответствии с пунктом 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, на учет принимаются военнослужащие, проходящие действительную военную службу.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из приказа командира в/ч 11731 от 14 августа 1998 года капитан Филиппов И.В. досрочно уволенный приказом командующего 4 армией ВВС и ПВС от 22 июня 1998 года N 013 с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с 14 августа 1998 года, исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения с указанной даты.
Общая продолжительность военной службы Филиппова И.В. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляла 15 лет.
Филиппов И.В. в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением общей площадью 50, 55 кв. м, жилой площадью 30, 20 кв. м. Данное жилое помещение было предоставлено Филиппову И.В. на состав семьи из трех человек Волгоградской КЭЧ района на основании ордера на жилое помещение от 19 января 1995 года.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Морозовского районного суда Ростовской области от 16 апреля 2015 года, за Филипповым И.В. признано право собственности на указанную двухкомнатную квартиру.
Таким образом, Филиппов И.В. перед увольнением с военной службы был обеспечен жилым помещением, которое было им приватизировано в судебном порядке после увольнения со службы. Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации исполнило свои обязанности по обеспечению военнослужащего Филиппова И.В. жилым помещением. Изменение состава семьи его сына после увольнения Филиппова И.В. с военной службы не порождает права на повторное обеспечение Филиппова И.В. жилым помещением за счет Министерства обороны России.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 февраля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.