Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе об обязании включить период работы районах Крайнего Севера в страховой стаж, о понуждении произвести перерасчет страховой пенсии по старости на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 8 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (после переименования Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе) о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера в войсковой части 22953 города Петропавловск-Камчатский Камчатской области с 01 ноября 1979 года по 20 января 1982 года, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом соответствующего стажа.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 8 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 ссылается на то, что при вынесении решения, апелляционного определения судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем указанные судебные постановления подлежат отмене.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель Центра ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Центра.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, об отложении дела слушанием не просили, на рассмотрении дела с их участием не настаивали. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Так, одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют приведенным критериям законности и обоснованности судебного решения.
Судами установлено, что решением Центра ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе истцу с 1 января 2015 года в соответствии с нормами пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ назначена страховая пенсия по старости.
Размер пенсионного обеспечения истца исчислен исходя из общего страхового стажа 41 год, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера составил 13 лет 3 месяца 26 дней.
С 1 января 2015 года размер пенсии истца составил "данные изъяты" рублей, в том числе, фиксированная выплата ? "данные изъяты" рублей, страховая пенсия ? "данные изъяты" рублей, с последующими увеличением, согласно произведенных Центром ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе индексаций.
Согласно военному билету серии N, выданному на имя ФИО2, справке N от 25 марта 2011 года войсковой части 22953, трудовой книжке ФИО2 в период с 1 ноября 1979 года по 20 января 1982 года он проходил военную службу в войсковой части N22953, которая дислоцировалась и дислоцируется в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на включение периодов службы по контракту в страховой стаж в районах Крайнего Севера для перерасчета пенсии у истца не возникло. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласилась с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими требованиям закона.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии) (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (аналогичная норма была предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 указанной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период службы истца, имевшей место с 1 ноября 1979 года по 20 января 1982 года, действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
В соответствии со статьей 8 названного Закона право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 1 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.), который в подпункте "д" пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 1 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11), которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" принято постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Положения от 3 августа 1972 года N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11, так и Положение от 3 августа 1972 года N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 3 августа 1972 года N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет при соблюдении указанных выше условий.
Суд первой инстанции приведенные выше нормативные положения к спорным отношениям не применил, вследствие чего не установилтакие юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства как одновременное наличие либо отсутствие следующих условий, необходимых для включения спорного периода службы в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: прохождение военной службы по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины или военного строителя, прохождение службы в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, длительность перерыва между увольнением с военной службы по призыву (начиная с 1968 года) и работой не более 3 месяцев, отнесение территории, где осуществлялась работа, на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, поступление на вышеуказанную работу до 1 января 1992 года.
Несмотря на то, что судом первой инстанции не были определены и установлены приведенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора с учетом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции эти нарушения не устранил.
Следовательно, выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для включения ФИО2 в его страховой стаж периода прохождения им военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 1 ноября 1979 года по 20 января 1982 года в районах Крайнего Севера в войсковой части 22953 города Петропавловск-Камчатский Камчатской области и учета этого периода при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения ему страховой пенсии по старости являются неправомерными.
Представленными истцом в суд документами (военный билет, трудовая книжка, справка N от 25 марта 2011 года, выданная командиром войсковой части N) подтверждается право ФИО2 на включение периода службы в Советской Армии при назначении пенсии по старости на льготных условиях и в льготных размерах, поскольку ФИО2 приобрел это право до введения нового правового регулирования в сфере пенсионного законодательства и сохранил ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Ссылка ответчика о прохождении ФИО2 военной службы "по контракту" не основана на фактических обстоятельствах дела, поскольку ни в военном билете, ни в справке, выданной командиром войсковой части, такая формулировка не содержится, более того действующее на тот момент законодательство не содержало понятия "военная служба по контракту".
В связи с вышеизложенным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 сентября 2020 года нельзя признать законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела нарушения норм материального права являются существенными, они повлекли неправильное разрешение настоящего дела и без их устранения невозможно принятие законного и обоснованного решения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 сентября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.