Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 г. по делу N 16-560/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя администрации г. Кемерово на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 17 июля 2020 г., решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 октября 2020 г., решение Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г., вынесенные в отношении администрации города Кемерово по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, установил:
постановлением главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 17 июля 2020 г, администрация города Кемерово признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 октября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г, постановление оставлено без изменения, жалоба представителя Администрации города Кемерово.- без удовлетворения.
В жалобе представитель администрации города Кемерово просит постановление и состоявшиеся по делу решения отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Пунктом 77 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации, в числе прочего, обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Из материалов дела следует, что администрация г. Кемерово, в нарушение требований п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", не приняла мер к регулярному покосу травы до установления полного снежного покрова и уборке мусора, что привело к возникновению пожаров в период с 30 апреля по 26 мая 2020 г, в условиях особого противопожарного режима на территории города Кемерово (ул. Серебряный бор, в районе дома N3; пер.2-й Мирный, в районе д.N14; ул. 1-я Бутовская, в районе дома N 21; ул. Ключевая, в районе дома N 55; пер. Шоссейный, в районе дома N 26; ул. Кривая, в районе дома N 5; ул. Декабрьская, в районе дома N 45. Подробное описание события правонарушения приведено в обжалуемых постановлении должностного лица и решении районного суда.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации г. Кемерово к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении, представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, донесениями о пожаре, сведениями из публичной кадастровой карты, объяснениями и рапортами должностных лиц, фотоматериалом и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что администрацией г. Кемерово не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Правильность выводов судебных инстанций о виновности администрации г.Кемерово в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Действия администрации г. Кемерово квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в деянии администрации г. Кемерово состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что государственная собственность на территорию, где произошли возгорания, не разграничена, был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и обоснованно отклонен должностным лицом и судебными инстанциями как несостоятельный.
В соответствии с п. п. 8 и 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (п. 3.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 4 Устава г. Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2005 г. N 253, в состав территории города включаются все земли независимо от форм собственности и целевого назначения в пределах его границ.
В соответствии с п. 6.1 Постановления администрации г. Кемерово от 23 апреля 2013 г. N 1270 "О мерах пожарной безопасности на территории г. Кемерово" организация и осуществление постоянного контроля за своевременной очисткой от горючих отходов, мусора, сухой травы территории города, поручена Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово.
Постановлением администрации г. Кемерово от 10 апреля 2020 г. N 1044 в период с 15 апреля по 1 июня 2020 г. на территории города Кемерово установлен особый противопожарный режим.
В соответствии с п. 5.2 Постановления администрации г. Кемерово от 10 апреля 2020 г. N 1044 "О мероприятиях на территории г. Кемерово в связи с установлением особого противопожарного режима" организация работы по своевременной очистке территории города от горючих отходов и мусора поручена Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово.
В соответствии с Положением "Об Управлении дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово", утвержденного постановлением администрации г. Кемерово от 1 февраля 2018 г. N 175, Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово.
В соответствии с п. п. 4.6.3, 4.6.7, 4.8.2, 4.8.3 Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2017 г. N 91, мероприятия по благоустройству территории г. Кемерово включают в себя: уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте) с периодичностью, предусмотренной настоящими Правилами; в срок не позднее 20 апреля производятся работы по очистке тротуаров, внутриквартальных, дворовых территорий, прилегающих территорий, скверов, бульваров, парков и иных территорий общего пользования от загрязнений, образовавшихся в зимний период (сбор и удаление мусора, иных посторонних предметов, остатков снега и льда); в весенне-летний период уборки производятся следующие виды работ: сбор, удаление и вывоз мусора и иных отходов с территорий общего пользования, прилегающих территорий в установленном порядке; скашивание травы с периодичностью, которая обеспечит высоту травяного покрова не выше 15 сантиметров.
В силу приведенных выше положений, исполнение специальных условий, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности, в том числе по своевременной очистке территории городского округа от горючих отходов, мусора, сухой травы, является обязанностью администрации г. Кемерово.
Ненадлежащее исполнение данных обязанностей свидетельствует о нарушении администрацией г. Кемерово требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов данного дела об административном правонарушении и не оспаривалось заявителем, указанные выше земельные участки, на которых произошли пожары, расположены в границах городского округа г. Кемерово.
При таких обстоятельствах администрация г. Кемерово обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы, приведенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили правильную правовую оценку, сводятся к несогласию с выводами суда, не влияют на правильность этих выводов и не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
То обстоятельство, что государственная собственность на указанные выше территории не разграничена, не является основанием для освобождения администрации г. Кемерово от исполнения требований пожарной безопасности в части организации работы по своевременной очистке территории города от горючих отходов, мусора и сухой травы.
Вопреки доводам жалобы, обжалуемые акты являются мотивированными, вынесены с соблюдением положений ст. 29.10 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 17.07.2020г N 53/55/56/57/61/62/66, решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 октября 2020 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г, вынесенные в отношении администрации г. Кемерово по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя администрации г. Кемерово Петровой Е.А. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.