Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление Кировского районного суда г. Иркутска от 03 сентября 2020 г., решение Иркутского областного суда от 17 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Айтманбетовой Надиры Асилбековны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением Кировского районного суда г. Иркутска от 03 сентября 2020 г, оставленным без изменения решением Иркутского областного суда от 17 ноября 2020 г, Айтманбетова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Айтманбетовой Н.А. - Бадлеева А.Б. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписывается с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020г. N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (ред. От 02.06.2020г.), на территории Иркутской области с 18 марта 2020 г. введен режим самоизоляции граждан в соответствии с Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУТ-19) (Порядком передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки) (п.б).
В силу пункта 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУТ-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки) (в ред.
Указа Губернатора Иркутской области от 02.06.2020г.) в период с 5 апреля по 14 июня 2020 года лица, находящиеся на территории Иркутской области, вправе передвигаться по Территории Иркутской области в следующих случаях: следования к месту (от места) работы, которая не приостановлена в соответствии с федеральными и областными правовыми актами; следования к ближайшему месту приобретения (торговли) продуктами, лекарствами и товарами первой необходимости, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов и обратно; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой. угрозы жизни и здоровью и иных экстренных случаев; следования к месту (от места) осуществления деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральным и областным законодательством; обращения за предоставлением услуг по погребению и (или) участия в погребении; следования от места проживания (пребывания) к загородным жилым строениям, дачным (жилым), садовым домам, земельным участкам в целях ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства (и обратно), при условий соблюдения маршрута следования и наличия документов, подтверждающих ведение личного подсобного хозяйства или - занятие садоводством, огородничеством (членская книжка, правоустанавливающие документы на земельный участок с целевым назначением: ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и др.), преимущественно на личном транспорте; прогулки на улице в количестве не более двух человек вместе или с совместно проживающими членами семьи, исключая места массового пребывания людей, включая детские площадки; занятия физической культурой и спортом на открытом воздухе (включая открытые объекты спорта и спортивные площадки), без использования спортивного инвентаря общественного пользования, при условии совместных занятий не
более двух человек или с совместно проживающими членами семьи, исключая формирование трупп с иными лицами.
В силу пункта 5 указанных Правил лица, передвигающиеся на территории Иркутской области, обязаны представлять сотрудникам правоохранительных органов, сотрудникам исполнительных органов государственной власти Иркутской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, по их требованию документ, удостоверяющий личность, дать объяснения о месте фактического проживания, причинах нахождения вне места проживания (пребывания).
Как усматривается из материалов дела, Айтманбетова Н.А. 3 июня 2020 г. в 17 часов 40 минут в нарушение Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), находилась на улице по адресу: "адрес", с целью, не предусмотренной Порядком передвижения лиц на территории Иркутской области, установленным Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020г. N59-уг.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Кировского районного суда г.Иркустка исследованы представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно установлены обстоятельства вмененного Айтманбетовой Н.А. правонарушения.
Таким образом, действия Айтманбетовой Н.А. судом квалифицированы верно по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы об истечении срока привлечения к административной ответственности основаны на неверном толковании норма права.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Айтманбетовой Н.А. дела об административном правонарушении, имели место 03.06.2020 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
В соответствии с частью первой ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисление трехмесячного срока, в течение которого лицо могло быть привлечено к административной ответственности необходимо исчислять на следующий день после наступления события, которым определено начало срока.
Следовательно, срок давности начал течь с 04.06.2020 года и истекал 03.09.2020 года (три месяца, в течение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности). Именно в пределах этого срока и было принято мотивированное решение районного суда, в последний день истечения срока давности, то есть 03.09.2020 года. Данная позиция выражена в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 17.01.2018 по делу N92-АД17-5.
Вместе с тем, имеются основания для изменения решений в части назначенного наказания.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Назначая Айтманбетовой Н.А. административное наказание, судья районного суда не мотивировал необходимость назначения наказания в виде штрафа при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Судья областного суда оставил вопрос о назначении наказаня без внимания.
Между тем, необходимо учесть, что допущенное правонарушение было совершено Айтманбетовой Н.А. впервые (доказательств иному материалы дела не содержат), отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, на иждивении Айтманбетовой Н.А, которая является не трудоустроенной, находятся четверых несовершеннолетних детей.
В данном конкретном случае полагаю возможным изменить принятые по делу судебные акты путем замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, что соответствует санкции, предусмотренной ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания.
Согласно п. 2 ч. 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Внесение соответствующих изменений в указанный судебный акт в этой части не повлечет ухудшение положения лица, привлеченного к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление Кировского районного суда г. Иркутска от 03 сентября 2020 г, решение Иркутского областного суда от 17 ноября 2020 г, вынесенные в отношении Айтманбетовой Надиры Асилбековны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное Айтманбетовой Н.А. административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.
В остальной части данные судебные акты оставить без изменения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.