Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Якубовой Леноры Насировны, поданной через суд первой инстанции 29 декабря 2020 года, на решение Саргатского районного суда Омской области от 6 августа 2020 года по административному делу N 2а-341/2020 по административному исковому заявлению Якубовой Леноры Насировны к администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконными решений.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Якубова Л.Н. обратилась в Саргатский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконными решений.
В обоснование требований указала, что 5 февраля 2020 года она обратилась к администрации Саргатского городского поселения с заявлением о предоставлении для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, местоположение которого установлено в "адрес".
23 марта 2020 года она получила отказ в предоставлении земельного участка от 3 марта 2020 года N, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, не отнесен к определенной категории земель, в отношении него не установлен вид разрешенного использования, а также не установлены границы, приложенный к заявлению чертеж не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
23 марта 2020 года она обратилась к кадастровому инженеру, которым была подготовлена схема расположения земельного участка, 27 марта 2020 года она направила в адрес администрации Саргатского городского поселения заявление с просьбой предварительно согласовать предоставление ей того же земельного участка.
Однако 18 мая 2020 она получила ответ о невозможности предварительного согласования. Основанием отказа явилось то, что по части территории земельного участка проходят охранные зоны объектов электросетевого хозяйства.
Полагает, что указанные действия администрации Саргатского городского поселения нарушают права и законные интересы ее семьи, имеющей в своем составе "данные изъяты", на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, установленные статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Считает, что нахождение части охранной зоны объектов электросетевого хозяйства в границах земельного участка не влечет за собой невозможность его использования для индивидуального жилищного строительства. Согласно схеме расположения земельного участка охранные зоны объектов электросетевого хозяйства - линий электропередач В Л-10 кВ и ВЛ-0, 4 кВ не входят в границы испрашиваемого земельного участка.
Указывает, что ссылка администрации Саргатского городского поселения на наличие в непосредственной близости от границ земельного участка подземной сети газоснабжения без указания координат местоположения также несостоятельна.
Просит признать незаконными решение администрации Саргатского городского поселения от 3 марта 2020 года N N об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка с кадастровым номером N; решение администрации Саргатского городского поселения от 29 апреля 2020 года N об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно схеме его расположения на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N; обязать администрацию Саргатского городского поселения предоставить ей указанный земельный участок в первоочередном порядке путем продажи или заключения договора аренды без проведения торгов.
Решением Саргатского районного суда Омской области от 6 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 ноября 2020 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе Якубова Л.Н. ставит вопрос об решения Саргатского районного суда Омской области от 6 августа 2020 года с принятием нового решения об удовлетворении ее требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель, приводя доводы апелляционной жалобы и административного иска, считает, что судья первой инстанции не имел права рассматривать настоящее дело, поскольку в 2014-2015 года наряду с ней претендовал на получение земельных участков в пользу своего сына и являлся участником судебного спора по ее иску об оспаривании отказа администрации Саргатского муниципального района.
Ссылаясь на наличие обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности судьи, вынесшего решение, указывает, что суд допустил к участию в деле в качестве представителя административного ответчика ФИО6, не имеющего высшего юридического образования. Кроме того, суд оставил без внимания факт признания иска представителем административного ответчика ФИО7 и готовность администрации передать ей спорный земельный участок либо примириться с истцом путем предоставления вместо спорного участка ряда других на выбор истца. В связи с чем она ходатайствовала об отводе судьи, однако ей было отказано, самоотвод судьей не был заявлен. Также судом было незаконно отказано в удовлетворении ее ходатайства о наложении штрафа на административного ответчика, противодействующего своевременной подготовке дела к судебному разбирательству. Кроме того, суд необоснованно отказал в отложении судебных заседаний на период ее нахождения вне пределов Омской области в связи с выездом к месту отдыха и оздоровления "данные изъяты". Более того, суд незаконно отказал ей в ознакомлении с материалами дела и аудиозаписью протокола судебного заседания, не предоставил ей для ознакомления копии приобщенных к материалам дела документов.
Утверждает, что отказ в предоставлении ей земельного участка под предлогом отсутствия образованного земельного участка, а фактически ввиду отсутствия его схемы, явился грубым нарушением действующего земельного законодательства и понуждением к оформлению схемы за счет гражданина, претендующего на получение земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что первоначальным этапом формирования и предоставления земельного участка является утверждённая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вне зависимости от того, претендует ли заявитель на получение земельного участка в собственность либо в аренду, а также об отсутствии такой схемы у административного истца при подаче заявления от 5 февраля 2020 года, а приложенная схема не являлось таковой, поскольку была фрагментом публичной кадастровой карты, на котором вручную были нанесены границы земельного участка в форме треугольника без указания координат характерных точек, не дал правовой оценки соответствию закону действий административного ответчика в части несоблюдения им требований статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что подготовка схемы расположения земельного участка, в том числе обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3).
Считает, что суд, выйдя за рамки рассматриваемого спора об обжаловании конкретных оснований отказа в предоставлении земельного участка, ввиду недоказанности обоснованности отказа, установилиные основания (обстоятельства) для принятия подобного решения. Обращает внимание, что вопрос нуждаемости ее семьи в улучшении жилищных условий административным ответчиком в рамках рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка не исследовался, право семьи получить земельный участок в первоочередном порядке ответчиком не оспаривалось.
Полагает, что судом не приняты во внимание положения подпунктов 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, выводы, изложенные в "Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых по ним мер" от 1 августа 2018 года, о том, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Таким образом, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Указывает, что судом в ходе судебного заседания, не проверялась и не оценивалась фактическая нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий, не уточнялись цели, с которыми семья обратилась в администрацию для получения земельного участка.
Полагает, что установленный судом апелляционной инстанции факт прохождения зон с особыми условиями использования территории по земельному участку, воспроизведённый на публичной кадастровой карте, не соответствует действительности, и обращает внимание на то, что в справке Саргатского РЭС ПО ЗЭС филиала ПАО "МРСК Сибири-Омскэнерго" от 29 июля 2020 года N отсутствуют сведения о том, что охранные зоны объектов электросетевого хозяйства проходят по части территории испрашиваемого земельного участка, равно как отсутствуют доказательства наличия в непосредственной близости к земельному участку охранной зоны газопровода, суды не дали правовой оценки схеме, подготовленной кадастровым инженером без указания на ней охранных зон, проходящих по земельному участку.
Считает, что пункт 27 Правил землепользования и застройки Саргатского городского поселения, утвержденный решением Совета Саргатского городского поселения N 16 от ДД.ММ.ГГГГ о минимальном расстоянии (отступе) от границ земельного участка не подлежит применению, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений он не действовал.
Судами также сделан безосновательный вывод о невозможности размещения на образуемом земельном участке объекта капитального строительства ввиду конфигурации образуемого земельного участка, имеющего неправильную прямоугольную форму, влекущего, по мнению судов, невозможность использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. Кроме того, судами при принятии решения дано неправильное толкование пункта 4 статьи 11.9, статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции необоснованно не принял в качестве доказательств ее доводов представленную справку Саргатского РЭС ПО ЗЭС филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" от 1 сентября 2020 года N.
Относительно доводов кассационной жалобы администрацией Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суде кассационной инстанции только судебного акта суда первой инстанции без указания на судебный акт суда апелляционной инстанции, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 ноября 2020 года решение Саргатского районного суда Омской области от 6 августа 2020 года оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание кассатора в жалобе на незаконность только судебного акта суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 5 февраля 2020 года Якубова Л.Н. через МФЦ Саргатского района обратилась в администрацию Саргатского городского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность для индивидуального жилищного строительства в связи с наличием в составе семьи "данные изъяты". Местоположение земельного участка установлено в "адрес". Заявителем представлен документ, подтверждающий, что ее "данные изъяты" "данные изъяты" фрагмент публичной кадастровой карты, на котором произвольно нанесены границы земельного участка.
Письмом от 3 марта 2020 года администрация Саргатского городского поселения сообщила об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов, мотивируя тем, что указанный в заявлении земельный участок не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем не установлены вид разрешенного использования и границы земельного участка. Приложенный к заявлению чертеж земельного участка не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и из его содержания не представляется возможным определить его площадь и местоположение на местности, что влечет невозможность определения его соответствия требованиям к образуемым земельным участкам, установленным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи указано на наличие предусмотренных пунктами 20, 21, 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Также отмечено, что исходя из положений статьи 39.3, пункта 7 статьи 39.5, пункта 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельные участки предоставляются без проведения торгов исключительно в аренду.
30 марта 2020 года в администрацию Саргатского городского поселения поступило заявление Якубовой Л.Н. о предварительном согласовании предоставления того же земельного участка на праве аренды без проведения торгов на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением копии свидетельства о рождении ФИО8, справки МСЭ N от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта заявителя, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N по адресу: "адрес", вблизи "адрес", с указанием площади земельного участка - 407 кв.м, вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Письмом администрации Саргатского городского поселения от 29 апреля 2020 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку по части территории испрашиваемого земельного участка проходят охранные зоны объектов электросетевого хозяйства: 55.24.2.49 - зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) объектов электросетевого хозяйства: ВЛ-10кВ 0, 59 км ф.8С р.н. Саргатка-0, 59 км; ВЛ-10кВ 13, 6 км. С-8 Филиала "МРСК Сибири"-Омскэнерго" на территории Саргатского района Омской области; 55.24.2.113 - охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛ-0, 4кВ на территории Саргатского района Омской области, а также подземные сети газоснабжения, что делает невозможным проведение земляных работ и строительство. Кроме того, образование земельного участка в соответствии с представленной схемой приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, так как характеристики образуемого земельного участка не позволяют размещать на нем объекты недвижимости.
Полагая незаконными поименованные отказы административного ответчика, Якубова Л.Н. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая заявленные по существу требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что спорный земельный участок не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, не установлены его вид разрешенного использования и границы, исходил из того, что при рассмотрении заявления Якубовой Л.Н. от 5 февраля 2020 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов у уполномоченного органа в соответствии с пунктами 20, 21, 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации имелись основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; границы земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Проанализировав положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, которым были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в первоочередном порядке связи с наличием в составе ее семьи "данные изъяты", положения статей 39.3, 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа администрации Саргатского городского поселения Якубовой Л.Н. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, поскольку действующим законодательством предусмотрено предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, без проведения торгов исключительно в аренду. Кроме того, суд отметил, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий, в то время как семья Якубовой Л.Н. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Оценивая законность отказа административного ответчика в по заявлению от 27 марта 2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд, установив, что в случае утверждения представленной схемы земельного участка будут нарушены требования к размещению жилых домов в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, предусмотренные подпунктом "а" пункта 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, что наряду с конфигурацией образуемого земельного участка, имеющего неправильную прямоугольную форму, делает невозможным размещение на нем объекта капитального строительства и исключает возможность использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования- "для индивидуального жилищного строительства", пришел к выводу о том, что отказ администрации Саргатского городского поселения в утверждении предложенной схемы земельного участка не противоречит нормам земельного законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, и оставляя без изменения его решение, указал, что вопрос о наличии или отсутствии у семьи заявителя права на получение земельного участка в первоочередном порядке административным ответчиком не исследовался и не являлся основанием для принятия оспариваемых решений, однако выводы суда в указанной части в целом не повлияли на законность и обоснованность решения.
Выводы судов являются правильными.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39, 14 - 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктами 20, 21, 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; границы земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривает также такой отказ, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ).
Установив, что на момент обращения Якубовой Л.Н. с заявлением 5 февраля 2020 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов испрашиваемый земельный участок не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, не установлены вид его разрешенного использования, категория и границы, и действующим законодательством предусмотрено предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, без проведения торгов исключительно в аренду, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о законности отказа административного ответчика в предоставлении Якубовой Л.Н. указанного земельного участка. Также судами справедливо отмечено, что исходя из положений статьи 39.3, пункта 7 статьи 39.5, пункта 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельные участки предоставляются без проведения торгов исключительно в аренду.
На основании пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
На основании пункта 4 данного Приказа, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 февраля 2009 года N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон).
В силу пункта 5 указанных Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 кВ - 20 метров (пункт "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон).
В пункте 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 указанных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных обстоятельств прохождения зон с особыми условиями использования территорий в границах земельного участка, на который претендует административный истец, судебные инстанции правомерно исходили из законности отказа в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка по заявлению Якубовой Л.Н. от 27 марта 2020 года, поскольку это приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на нем объектов недвижимости. При этом вопреки доводам заявителя жалобы ссылка суда первой инстанции в своем решении на не действовавший в момент возникновения спорных правоотношений пункт 27 Правил землепользования и застройки Саргатского городского поселения, утвержденных решением Совета Саргатского городского поселения N 16 от 23 июня 2020 года, не опровергает правильных выводов об отсутствии оснований для признания незаконным обжалованного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Такой совокупности условий по делу не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе Якубовой Л.Н. в удовлетворении заявленных требований. Выводы судов основаны на имеющихся в административном деле доказательствах, а несогласие административного истца с содержанием полученных ответов не является основанием для признания их незаконными.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, противоречат установленным обстоятельствам и материалам дела, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобы доводы были предметом оценки судебных инстанций и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в оспариваемых судебных постановлениях, данные дововды не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Безусловных оснований для отмены или изменения судебных актов не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саргатского районного суда Омской области от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.