Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Миндубаевой Наили Камильевны на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 года по административному делу N 2а-667/2020 по административному исковому заявлению Миндубаевой Наили Камильевны к администрации города Назарово Красноярского края о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Миндубаева Н.К. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа администрации города Назарово Красноярского края (далее - администрация) в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: "адрес", мотивируя тем что нахождение земельного участка в пределах охранной зоны метеостанции, на что в отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома ссылается администрация, не может служить основанием для такого отказа, поскольку на момент приобретения жилого дома и земельного участка истцу не было известно о наличии охранной зоны, в общедоступных районных картах землепользователей таких сведений нет. Считает, что государственные органы, принимая решения о размещении метеостанции в пределах населенного пункта, должны были учитывать уже имеющиеся здания и сооружения, расположенные на прилегающих земельных участках.
Решением Назаровского городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 января 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. По доводам, положенным в обоснование административного иска, истец настаивает на незаконности оспариваемого отказа, ссылаясь на то, что на момент приобретения дома и земельного участка она не могла знать о том, что данные объекты недвижимости находятся в охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Полагает, что требования действующего законодательства были нарушены при организации метеостанции. Считает, что реконструкция дома и приведение его в пригодное для жизни состояние никак не способно ущемить интересы третьего лица - метеостанции. Указывает, что суд ставит ее в неравное положение как участника гражданского оборота.
Заинтересованным лицом - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Среднесибирское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании договоров купли-продажи от 28 марта 2006 года и от 17 июля 2007 года Миндубаева Н.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 156 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под усадьбу жилого дома, адрес объекта: "адрес" и расположенного на данном земельном участке жилого дома общей площадью 38, 3 кв.м.
13 сентября 2018 года Миндубаева Н.К. обратилась в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес" указав следующие сведения о планируемых параметрах жилого дома: количество этажей - 2, предельная высота - 9 м, размер отступов границ с севера 3 м, с юга 5 м, с запада от линии застройки 7 м, с востока 38 м, площадь земельного участка, занятая под объектом капитального строительства, 60 кв.м.
17 сентября 2018 года администрацией Миндубаевой Н.К. направлено уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, объекта капитального строительства в связи с отсутствием на земельном участке границ, в пределах которых разрешается строительство объекта капитально строительства по пожарным и санитарно-охранным нормам в соответствии с градостроительным планом N.
Не согласившись с отказом администрации, Миндубаева Н.К. обжаловала его в судебном порядке.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 24 апреля 2019 года решение администрации от 17 сентября 2019 года, принятое по уведомлению о планируемом строительстве жилого дома, признано незаконным, на администрацию возложена обязанность в течение 30 дней с момента вынесения настоящего апелляционного определения повторно рассмотреть уведомление Миндубаевой Н.К. от 13 сентября 2018 года.
Уведомлением от 2 июля 2019 года исх. N N по результатам повторного рассмотрения уведомления о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес" администрация известила Миндубаеву Н.К. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта параметров предельным параметрам разрешенного строительства, объекта капитального строительства, указав, что строительство объекта недопустимо с учетом противопожарных и санитарно-охранных норм согласно СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", в соответствии с градостроительным планом N с приложением градостроительного плана; строительство объекта индивидуального жилищного строительства недопустимо в связи с наличием охранной зоны гидрометеорологической Назаровской метеостанции 2-го разряда, расположенной по адресу: "адрес", которая составляет в радиусе от ее местонахождения 200 метров (с приложением чертежа), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972 "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением".
Полагая, что данное уведомление не основано на законе, Миндубаева Н.К. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что уведомление от 2 июля 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что границы земельного участка под строительство жилого дома вплотную прилегают к границам метеоплощадки, а расстояние до места составляет около 30 метров, в связи с чем отказ в согласовании реконструкции жилого дома на территории охранной зоны метеостанции основан на законе. Поскольку Назароваская метеостанция находится на земельном участке, соседствующим с земельным участком истца, с 1967 года, то при оформлении прав на земельный участок в декабре 2008 года Миндубаева Н.К. должна была знать о существующем ограничении.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, земельный участок площадью 1 769 кв.м, находящийся по адресу: "адрес" (кадастровый номер N) и являющийся смежным участком по отношению к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку с кадастровым номером N по адресу: "адрес", находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 1 декабря 2004 года серия 24 ДГ N N), закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением "Среднесибирское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (свидетельство о государственной регистрации права от 27 ноября 2013 года N). На указанном участке расположена Назаровская метеостанция 2-го разряда. Ранее на основании постановления администрации города Назарово Красноярского края от 28 июня 1999 года N 448-п земельный участок площадью 1 558 кв.м по адресу: "адрес" занимаемый метеорологической станцией, был закреплен за Красноярским краевым центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на праве постоянного пользования.
Положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе в зонах с особыми условиями территорий. К таким зонам Кодекс относит охранную зону стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (пункт 12 статьи 105).
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает установление исчерпывающего перечня видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны (пункт 2 статьи 106).
Положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия) утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон о гидрометеорологической службе) гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Положения статьи 1 названного Закона определяют, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
Из данной нормы также следует, что наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
В соответствии со статьей 4 Закона о гидрометеорологической службе к числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относятся глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.
В силу части 3 статьи 13 Закона о гидрометеорологической службе в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (пункты 3 и 6).
Установление вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранных зон в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны, также предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 года "О усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды".
Пункт 3 названного постановления предусматривает, что земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей), и устанавливает требования к их использованию, в соответствии с которыми в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается: возводить любые здания и сооружения; сооружать оросительные и осушительные системы; производить горные, строительные, монтажные, взрывные работы и планировку грунта; высаживать деревья, складировать удобрения, устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей, щелочей; устраивать стоянки автомобильного и водного транспорта, тракторов и других машин и механизмов; сооружать причалы и пристани; перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов; бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпательные работы; выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений (подпункт "а"); в охранных зонах гидрометеорологических станций, не входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, работы, указанные в подпункте "а" данного пункта, могут производиться только с согласия республиканских или территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды или соответствующих органов других министерств и ведомств, в систему которых входят эти гидрометеорологические станции.
Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР и Госстроем СССР (в части проектирования и строительства) поручено установить в 6-месячный срок порядок выполнения работ, указанных в подпункте "а" этого пункта, в пределах охранных зон гидрометеорологических станций (подпункт "б").
Из буквального толкования данных положений следует, что возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке и препятствует осуществлению публичной деятельности по наблюдению за состоянием окружающей среды.
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, поскольку планируемое административным истцом строительство (реконструкция) индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес" на расстоянии около 30 метров от метеорологической станции с учетом приведенных в уведомлении параметров противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего деятельность стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, и нарушает требование об ограничении хозяйственной деятельности в двухсотметровой охранной зоне, препятствует получению достоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении административного иска.
Нахождение земельного участка истца на расстоянии менее, чем 200 метров от земельного участка охранной зоны метеостанции, подтверждено материалами дела и истцом в рамках настоящего спора не опровергается.
Довод истца о том, что приведение существующего на земельном участке жилого дома в пригодное для жизни состояния не может нарушить интересы метеостанции, несостоятелен. Планируемые параметры строительства, приведенные истцом в уведомлении, свидетельствуют о намерении собственника земельного участка возвести на данном участке новый объект капитального строительства, в то время как осуществление строительства в указанной зоне с особыми условиями использования территории без учета необходимых согласований с органами Росгидромета, учитывая, что Федеральным государственным бюджетным учреждением "Среднесибирское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в таком согласовании отказано, может повлечь искажение получаемых метеостанцией сведений, нарушение прав государственных органов, организаций и граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и изменении погодных условий и иных параметров.
Довод о допущенных нарушениях при организации метеостанции к предмету рассматриваемого спора не относится.
Также кассационный суд отмечает, что, помимо указания на то, что строительство объекта индивидуального жилищного строительства недопустимо в связи с наличием охранной зоны гидрометеорологической Назаровской метеостанции 2-го разряда, расположенной по адресу: "адрес", которая составляет в радиусе от ее местонахождения 200 метров (с приложением чертежа), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972, в уведомлении от 2 июля 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта параметров предельным параметрам разрешенного строительства, объекта капитального строительства администрацией также указано на то, что строительство объекта недопустимо с учетом противопожарных и санитарно-охранных норм согласно СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", в соответствии с градостроительным планом N с приложением градостроительного плана.
Однако в указанной части отказ в разрешении на строительство административным истцом не оспаривается, каких-либо доводов о незаконности уведомления в названной части истцом ни в судах первой и апелляционной инстанций, ни в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы истца, изложенные при рассмотрении спора по существу и в суде апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Данные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Назаровского городского суда Красноярского края от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Миндубаевой Наили Камильевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.