Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат "Рассвет", поданную 11 января 2021 года, на решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 2 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-396/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат "Рассвет" (далее - ООО МК "Рассвет", Общество) о признании незаконным требования участкового лесничего Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества от 18 февраля 2020 года N 3 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
ООО МК "Рассвет" обратилось в Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о признании незаконным требования участкового лесничего Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества от 18 февраля 2020 года N 3 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки в части требования по выполнению очистки захламленности вдоль дорог в объеме 70, 7 га.
В обоснование требований указано, что в отношении Общества 18 февраля 2020 года участковым лесничим Катангарского лесничества Петровск-Забайкальского лесничества выдано требование N 3 об устранении нарушений лесного законодательства, в соответствии с которым необходимо в срок до 1 октября 2020 года выполнить на лесном участке, предоставленном по договору аренды N 89 от 24 декабря 2008 года, противопожарное мероприятие - очистку захламленности вдоль дорог в объеме 70, 7 га.
Полагают требование в данной части неправомерным.
Выполнение указанного мероприятия предусмотрено пунктом 10 приложения N 4 к договору аренды, однако согласно части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Федерального агентство лесного хозяйства от 27 апреля 2012 N 174 утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1 000 га общей площади лесов. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" Петровск-Забайкальский район Забайкальского края входит в Байкальский горный лесной район, для которого установлены 14 видов мероприятий (мер) противопожарного обустройства лесов (часть 6 Приказа N 174). Такое противопожарное мероприятие, как очистка захламленности вдоль дорог не предусмотрено. Следовательно, пункт 10 Приложения N 4 к договору аренды не соответствует законодательству в области пожарной безопасности и не может служить основанием для применения в отношении заявителя мер административного воздействия (принуждения). Соответственно, требование N 3 от 18 февраля 2020 года в части обязания выполнить мероприятия по очистке захламленности вдоль дорог в объеме 70.7 га, не соответствует требованиям действующего законодательства, налагает на Общество непредусмотренные законом обязанности.
Решением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 2 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 ноября 2020 года, в удовлетворении заявленных административных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО МК "Рассвет" ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Согласно части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пунктов 2 и 3 части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
Согласно части 2 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
Общие положения об охране, о защите, воспроизводстве лесов согласно части 1 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают охрану лесов от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лестного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 50.7, часть 7 статьи 51).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах. В силу положений части 2 указанной статьи меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Судами установлено и подтверждается материалам дела, что на основании договора аренды лесного участка N 89 от 24 декабря 2008 года ООО МК "Рассвет" является арендатором участка лесного фонда N 33 для заготовки древесины, с местоположением: Забайкальский край, муниципальный район "Петровск-Забайкальский район", в том числе Катангарское участковое лесничество, кварталы NN 12-16, 21, 22, 25, 26, 29-32, 38-40, 45-47, 50, 51, 58-84, 87, 89, 91 -94, 96-98, 103-125, 131-134, 143-163, номер государственного учета в лесном реестре 246-2008-11, участок предоставлен на срок по 26 мая 2054 года.
Арендатор в соответствии с условиями договора обязан, в том числе: осуществлять санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 4 к договору, ежегодно сдавать Арендодателю объекты выполненных противопожарных работ по акту.
Согласно пункту 10 приложения N 4 к договору "данные изъяты" "данные изъяты" аренды лесного участка (объемы и сроки исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке) в числе мероприятий по обеспечению пожарной безопасности предусмотрена ежегодная очистка захламленности вдоль дорог на площади 80 га.
Согласно акту N 4 от 18 февраля 2020 года, составленного лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ГКУ "Управления лесничествами Забайкальского края" по результатам проведенного осмотра и обследования лесных участков при проведении проверки на основании приказа ГКУ "Управления лесничествами Забайкальского края" N 12 от 17 января 2020 года "О проведении и контроле за исполнением договорных обязательств за 2019 год", планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования участков N 46 от 17января 2020 года выявлено, что по данным осмотра при выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке по договору аренды N 89 от 24 декабря 2008 года ООО МК "Рассвет" очистка захламленности дорог выполнена в объеме 9, 3 га из 80 га установленных по договору, о чем представлен акт приемки выполненных работ N 7 от 8 октября 2019 года.
С учетом частичного невыполнения противопожарных мероприятий и выявленных нарушений, участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Обществу внесено требование N 3 от 18 февраля 2020 года, согласно которому ООО МК "Рассвет", в числе прочих мероприятий, в срок до 1 октября 2020 года обязано провести очистку захламленности вдоль дорог в объеме 70, 7 га за 2019 год.
Установив указанные обстоятельства, разрешая заявленные требования, суды пришли к правильному выводу о законности требования в оспариваемой части, поскольку основания для вынесения требования ввиду невыполнения обязательств по договору аренды лесного участка имелись.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации в рамках реализации полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, уполномоченные органы осуществляют на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6), а также осуществляют на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно пункту 12 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений устанавливают перечни должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
В силу положений части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2); осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (пункт 6); составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение (пункт 7); давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 8); уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях (пункт 10); предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений (пункт 11).
В соответствии с Постановлением Губернатора Забайкальского края от 14 января 2019 N 1 "Об утверждении лесного плана Забайкальского края" федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории земель лесного фонда в Забайкальском крае осуществляют Министерство природных ресурсов Забайкальского края и подведомственное ему государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Забайкальского края". В Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Забайкальского края включены участковые лесничие.
С учетом изложенного, доводы жалобы о незаконности требования, поскольку не допускается понуждение к исполнению условий гражданского - правового договора путем выдачи обязательного требования должностного лица, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем норм права.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии возложенной обязанности утвержденным Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 N 174 "Нормативам противопожарного обустройства лесов", являлись предметом судебной оценки судами, указанным доводам дана правовая оценка оснований считать которую неправильной, не имеется. К числу мер противопожарного обустройства лесов отнесены работы по эксплуатации лесных дорог, которые включают работы по очистке дорог от захламленности, что предусмотрено в том числе договором аренды лесного участка.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела судами определены правильно, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют, нарушений норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта не допущено, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 2 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.