Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зиновьева К.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Иванова Ивана Игоревича, поданную через суд первой инстанции 11 февраля 2021 г., на определение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 9 ноября 2020 г. и апелляционное определение Томского областного суда от 11 января 2021 г. по материалу N 9а-1355/2020 по административному исковому заявлению Иванова Ивана Игоревича к призывной комиссии г. Томска Томской области, Военному комиссариату г. Томска Томской области, Военному комиссариату Томской области о признании незаконным решения призывной комиссии, установил:
Иванов И.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии г. Томска Томской области, Военному комиссариату г. Томска Томской области, Военному комиссариату Томской области, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии г. Томска о призыве его на военную службу.
В обоснование требований указал, что в рамках осеннего призыва 2020 г. в отношении него было проведено медицинское освидетельствование с последующим принятием решения призывной комиссии от 30 октября 2020 г. о призыве его на военную службу. Считает решение незаконным, поскольку при определении категории годности N" - "данные изъяты", призывной комиссией не было учтено его состояние здоровья, диагностические мероприятия не проводились.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 9 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Томского областного суда от 11 января 2021 г, административное исковое заявление Иванова И.И. возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как неподсудное Октябрьскому районному суду г. Томска, разъяснено право на обращение с данным административным исковым заявлением по месту нахождения Военного комиссариата Томской области в Советский районный суд г. Томска, либо по месту своего жительства - в Ленинский районный суд г. Томска.
В кассационной жалобе Иванов И.И. ставит вопрос об отмене судебных актов.
В соответствии с требованиями статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление на определения, которыми не оканчивается производство по делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая административное исковое заявление Иванова И.И, судья Октябрьского районного суда г. Томска исходил из того, что административные ответчики Призывная комиссия города Томска Томской области и Военный комиссариат города Томска Томской области, расположенные по адресу: "адрес" самостоятельной правоспособностью не обладают, поскольку Призывная комиссия города Томска Томской области является структурным подразделением Военного комиссариата Томской области, а Военный комиссариат г. Томска Томской области прекратил свою деятельность 15 января 2010 г. путем реорганизации в форме присоединения к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Томской области". Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания. Территория, на которую распространяются полномочия административных ответчиков по организации призыва, на которой могут возникнуть правовые последствия оспариваемого Ивановым И.И. решения, равно как и место жительства призывника, не располагаются в пределах территориальной юрисдикции Октябрьского районного суда г. Томска.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Выводы суда первой инстанции о том, что административные ответчики призывная комиссия города Томска Томской области и Военный комиссариат города Томска Томской области самостоятельной правоспособностью не обладают, призывная комиссия города Томска Томской области является структурным подразделением Военного комиссариата Томской области следует признать ошибочными.
В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
В соответствии с п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, (далее - Положение) призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.
Согласно п. 3 Положения призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Как установлено п. 33 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, в городском округе призывные комиссии создаются, как правило, по числу военных комиссариатов, обслуживающих соответствующие территории округа, для принятия решений в отношении призывников, состоящих на воинском учете в этих военных комиссариатах.
Таким образом, военные комиссариаты муниципальных образований наделены самостоятельной компетенцией по осуществлению организации призыва на военную службу. Призывная комиссия также обладает компетенцией по осуществлению призыва на военную службу и не является структурным подразделением военного комиссариата.
Частью 1 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается за органами государственной власти и иными государственными органами.
Процессуальный закон не связывает правоспособность органов государственной власти и иных государственных органов с наличием у них статуса юридического лица. Правовое положение этих органов в административных правоотношениях определяется их статусом как субъектов публичного права.
Учитывая изложенное, призывная комиссия г. Томска Томской области и Военный комиссариат г. Томска Томской области обладают административной процессуальной правоспособностью и могут являться административными ответчиками в административном судопроизводстве.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47).
Частью 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по адресу гражданина, являющегося административным истцом (часть 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Как следует из приложенной к административному исковому заявлению повестки, выданной Иванову И.И, в связи с оспариваемым решением призывной комиссии ему следовало явиться в Военный комиссариат города Томска Томской области, расположенный по адресу: "адрес", для отправки к месту прохождения военной службы.
Учитывая, что полномочия Военного комиссариата города Томска Томской области и призывной комиссии города Томска Томской области распространяются на весь г. Томск, при этом правовые последствия оспариваемого решения призывной комиссии могут возникнуть по месту нахождения Военного комиссариата города Томска Томской области, осуществлявшего в отношении административного истца мероприятия по призыву на военную службу, следовательно, административное исковое заявление Иванова И.И. могло быть подано в суд по месту нахождения Военного комиссариата города Томска Томской области, находящегося по адресу: "адрес" который относится к юрисдикции Октябрьского районного суда г. Томска.
Таким образом, административное исковое заявление подано Ивановым И.И. в Октябрьский районный суд г. Томска с соблюдением правил подсудности.
Поскольку определение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 9 ноября 2020 г. о возвращении административного искового заявления принято с существенным нарушением норм процессуального права, суд апелляционной инстанции данные нарушения не устранил, то постановленные судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а материал подлежит направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 3271, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 9 ноября 2020 г. и апелляционное определение Томского областного суда от 11 января 2021 г. отменить. Материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Судья подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.