Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Леонтьевой Т.В, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1070/2020 (УИД: 02RS0001-01-2020-002342-18) по иску Анчугова Алексея Валерьевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, признании незаконным решения штаба, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Анчугова Алексея Валерьевича и его представителя Орлова Владимира Сергеевича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 30 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, полагавшей, что кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анчугов Алексей Валерьевич (далее - Анчугов А.В, истец) обратился с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (далее - УФССП России по Республике Алтай, ответчик) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, признании незаконным решения штаба, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Анчугов А.В. указал, что с 3 марта 2009 г. состоял на федеральной государственной гражданской службе, с 11 апреля 2013 г. замещал должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Приказом УФССП России по Республике Алтай от 27 апреля 2020 г. N с Анчуговым А.В. расторгнут служебный контракт, и он освобожден от замещаемой должности в соответствии с п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
С приказом УФССП России по Республике Алтай от 27 апреля 2020 г N Анчугов А.В. не согласен.
Обращаясь с иском в суд Анчугов А.В. ссылался на то, что уволен с должности раньше, чем должность была сокращена, предложенные в связи с сокращением должности не соответствовали уровню его квалификации, а имевшиеся в организационной структуре вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, в частности должность судебного пристава-исполнителя и судебного пристава межрайонного отдела по розыску УФССП России по Республике Алтай, не предложены. Ответчиком пропущен двухмесячный срок для предложения ему вакантных должностей. Не учтено преимущественное право на оставление на государственной службе.
Кроме того, Анчуговым А.В. было подано заявление о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации УФССП России по Республике Алтай в связи со вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы.
Однако, протоколом заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. N в отношении Анчугова А.В. принято решение считать не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.
В нарушение п. 1 ст. 25 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", членами комиссии не проведена оценка его соответствия установленным квалификационным требованиям к должности в органах принудительного исполнения, профессионального уровня, подготовки, знаний, умений, навыков и иных личностных и деловых качеств, которые являются предпочтительными на замещение должности в органах принудительного исполнения, поскольку решение принято только на основании отсутствия ходатайства руководителя о назначении Анчугова А.В. на должность.
Кроме того, голосование по каждому кандидату не проводилось, голосование проводилось по предложению заместителя руководителя УФССП России по Республике Алтай Яцкина В.А, который самостоятельно определиллиц не прошедших отбор. Итогового решения по результатам заседания оперативного штаба вынесено не было, копия решения Анчугову А.В. не вручена.
Также Анчугов А.В. ссылался на то, что ответчиком при его увольнении не учтено преимущественное право на оставление его на государственной гражданской службе, в результате чего, по его мнению, он подвергся дискриминации в сфере труда.
Анчугов А.В, с учетом дополнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным приказ от 27 апреля 2020 г. N о расторжении служебного контракта от 11 апреля 2013 г. N и увольнении 30 апреля 2020 г, восстановить в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Алтай, признать незаконным и отменить решение заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. в части признания Анчугова А.В. не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, судебные расходы.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 30 сентября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Анчугова А.В. отказано.
В кассационной жалобе Анчуговым А.В. и его представителем Орловым В.С. ставится вопрос об отмене решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 30 сентября 2020 г, как незаконных.
На кассационную жалобу прокурором, участвующим в деле принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Анчугов А.В, представители ответчика УФССП России по Республике Алтай, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФСИН России, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Анчугов А.В. с 3 марта 2009 г. замещал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по городу Горно-Алтайску УФССП России по Республике Алтай, с 11 апреля 2013 г. - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории специалисты.
20 января 2020 г. Анчугову А.В. вручено уведомление руководителя УФССП России по Республике Алтай, из которого следует, что в связи с вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы и в целях реализации указанного Федерального закона ФССП России 1 января 2020 г. издан приказ N "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай", вступающий в силу 1 мая 2020 г, на основании штатного расписания, утвержденного указанным приказом, замещаемая Анчуговым А.В. должность будет сокращена.
В уведомлении Анчугову А.В. разъяснено право на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, предложено в срок не позднее 29 февраля 2020 г. проинформировать об этом руководителя структурного подразделения в письменном виде.
Также разъяснено, что в случае выражения желания на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" необходимо пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности, будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии должностей в Федеральной службе судебных приставов либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, Анчугов А.В. предупрежден, что будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 г.
Данное уведомление Анчуговым А.В. получено 20 января 2020 г, о чем свидетельствует его роспись.
Кроме того, Анчугов А.В. 9 января 2020 г. ознакомлен с приказом ФССП России от 1 января 2020 г. N "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай", о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.
20 января 2020 г. Анчуговым А.В. на имя директора ФССП России подано заявление о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай и согласии пройти отбор на должность.
Распоряжением ФССП России от 22 ноября 2019 г N с целью реализации положений Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" на руководителей территориальных органов ФССП России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации возложена обязанность образовать оперативные штабы в возглавляемых территориальных органах.
Распоряжением УФССП России по Республике Алтай N от 18 февраля 2020 г. "О порядке действий оперативного штаба Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай при рассмотрении документов федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации" на оперативный штаб УФССП России по Республике Алтай возложена обязанность рассмотреть документы, результаты профессионального психологического отбора, результаты проверки уровня физической подготовки, результаты медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты", осуществить штатно-должностную расстановку федеральных государственных гражданских служащих, успешно прошедших мероприятия отбора, и определить кандидатов, планируемых к назначению на должности сотрудников органов принудительного исполнения, оформить принимаемые решения протоколами.
Из п. 5.1 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. N следует, что из 24 гражданских служащих, подавших заявления на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов не прошедшими отбор на указанные должности признаны два гражданских служащих, в том числе Анчугов А.В.
Судом первой инстанции также установлено, что Анчугов А.В. признан не прошедшим отбор в связи с низким уровнем показателей тестирования на знание законодательства Российской Федерации и государственного языка Российской Федерации (по итогам проведенного тестирования ответил на 16 вопросов из 30) в совокупности с отрицательной характеристикой непосредственного руководителя, отсутствием ходатайства непосредственного руководителя о назначении на должность.
15 апреля 2020 г. Анчугову А.В. руководителем УФССП России по Республике Алтай повторно вручено уведомление о сокращении занимаемой должности с 1 мая 2020 г, предложены вакантные должности государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Алтай: старший специалист 3 разряда отделения судебных приставов по г. Горно-Алтайску, старший специалист 3 разряда Усть-Канского районного отделения судебных приставов, ведущий специалист-эксперт (по ведению депозитного счета) Онгудайского районного отделения судебных приставов, ведущий специалист-эксперт (по контрольно-ревизионной работе). Установлен срок до 17 апреля 2020 г. для направления в отдел государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны о согласии или несогласии замещения предложенных должностей.
17 апреля 2020 г. Анчуговым А.В. на имя руководителя УФССП России по Республике Алтай подано заявление, из которого следует, что Анчугов А.В. не согласен с предложенными должностями государственной гражданской службы УФССП России по Республике Алтай.
Приказом руководителя УФССП России по Республике Алтай от 27 апреля 2020 г. N с Анчуговым А.В. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Алтай и уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Анчугова А.В. о признании незаконным приказа руководителя УФССП России по Республике Алтай от 27 апреля 2020 г. N, восстановлении в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Алтай, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, суд первой инстанции руководствуясь ч. 1 ст. 3, ст. 31, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о наличии оснований у ответчика для освобождения Анчугова А.В. от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что должность, замещаемая Анчуговым А.В, реально сокращена, Анчугов А.В. в установленный срок был уведомлен о предстоящем сокращении штата, ему были предложены вакансии должностей как во вновь образуемом органе на основе конкурсного отбора, так и другие вакантные должности, Анчугов А.В. не прошел отбор на вакансию во вновь образованном органе и отказался от замещения иных предложенных должностей. Ответчиком соблюдена процедура предложения вакантных должностей, установленная ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Приказ об увольнении издан в установленный законом срок со дня предупреждения о сокращении штата, с приказом об увольнении Анчугов А.В. ознакомлен, трудовая книжка ему выдана, произведены все выплаты в соответствии требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Оставляя исковые требования Анчугова А.В. о признании незаконным и отмене решения заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. в части признания Анчугова А.В. не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что право решать, кому из сокращаемых работников предложить занять вакантную должность, в том числе вновь созданную, принадлежит работодателю, в связи с чем, пришел к выводу о том, что не может входить в оценку правомерности действий оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебными инстанциями незаконно отказано в удовлетворении исковых требований Анчугова А.В. о признании незаконным и отмене решения заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. в части признания Анчугова А.В. не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, являются несостоятельными.
Правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты"), вступившим в силу 1 января 2020 г.
Согласно ч. 1 ст. 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.
Из ч. 2 ст. 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" следует, что гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Согласно ч. 3 ст. 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты" гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Поскольку законодатель не устанавливает конкретные критерии, по которым должна быть произведена оценка гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения работников по производительности труда и квалификации. Выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является прерогативой именно работодателя.
Согласно п. 3 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. N рассмотрены документы 251 федерального государственного гражданского служащего, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, успешно прошедших мероприятия отбора.
По результатам рассмотрения документов кандидатов установлено, что в ряде структурных подразделений гражданские служащие подали заявления на одни и те же должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - должности сотрудников). В связи с чем, комиссией принято решение установить критерии отбора гражданских служащих на должности сотрудников (п. 4 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. N).
Из п. 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. N следует, что в качестве критериев отбора гражданских служащих на должность сотрудников предложены:
- категория профессиональной психологической пригодности кандидата, определенная в процессе проведения профессионального психологического отбора;
- опыт в сфере служебной деятельности, к которой относится должность в органах принудительного исполнения и на которую претендует (рассматривается) кандидат;
- показатели эффективности и результативности деятельности кандидата;
- характеристика непосредственного руководителя;
- информация подразделения противодействия коррупции об имеющихся служебных проверках, в том числе привлечение за коррупционные правонарушения;
- наличие достижений (удостоен звания "Лучший по профессии", прошел испытание на право ношения Зеленого Берета, имеет ведомственные награды, в том числе Ветеран ФССП).
В п. 5.1 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. N указаны критерии отбора на должность сотрудника Анчугова А.В.: категория профессиональной психологической пригодности кандидата, определенная в процессе проведения профессионального психологического отбора - 3 группа (рекомендуется условно); опыт в сфере служебной деятельности, к которой относится должность в органах принудительного исполнения и на которую претендует (рассматривается) кандидат - свыше 10 лет; показатели эффективности и результативности деятельности кандидата - за 2019 год оцениваются удовлетворительно; характеристика непосредственного руководителя - нейтральная, ходатайства о назначении нет; информация подразделения противодействия коррупции об имеющихся служебных проверках, в том числе привлечение за коррупционные правонарушения - отсутствует (не привлекался); наличие достижений - имеет ведомственные награды.
С учетом установленных критериев отбора гражданских служащих, из 24 гражданских служащих, подавших заявления на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов не прошедшими отбор на указанные должности признаны два гражданских служащих, в том числе Анчугов А.В.
Кроме того, из материалов дела следует, что Анчугов А.В. по итогам проведенного тестирования на знание законодательства Российской Федерации и государственного языка Российской Федерации ответил на 16 вопросов из 30, что является показателем ниже среднего.
Поскольку критерии отбора гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения работников, установлены на заседании оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай, выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является прерогативой работодателя, с учетом оценки установленных критериев отбора гражданских служащих Анчугова А.В. и 23 гражданских служащих, подавших заявления на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов, работодатель принял решение, что Анчугов А.В. не прошел отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные инстанции пришли к правильным выводам об отказе в удовлетворении исковых требований Анчугова А.В. о признании незаконным и отмене решения заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. в части признания Анчугова А.В. не прошедшим отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела, что не может повлечь отмену или изменение состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 30 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Анчугова Алексея Валерьевича и его представителя Орлова Владимира Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.