Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1164/2020 (УИД: 04RS0021-01-2020-001056-50) по иску Сенотрусова Михаила Васильевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Улан-Удэ о признании незаконным приказа, обязании предоставить дни отдыха за отработанное время без учета выходных и нерабочих дней, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Сенотрусова Михаила Васильевича - Савиновой Оксаны Николаевны на решение Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Улан-Удэ - Степановой Юлии Игоревны, действующей на основании доверенности, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, участвующей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сенотрусов Михаил Васильевич (далее - Сенотрусов М.В, истец) обратился с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Улан-Удэ (далее - Управление МВД России по г. Улан-Удэ, ответчик) о признании незаконным приказа, обязании предоставить дни отдыха за отработанное время без учета выходных и нерабочих дней, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Сенотрусов М.В. указал, что с 20 июня 2006 г. проходит службу в МВД России по Республике Бурятия, в настоящее время проходит службу в должности старшего следователя следственного управления Управления МВД России по г. Улан-Удэ.
За 2018 год Сенотрусов М.В. привлекался к службе в выходной день 41 раз, из которых 10 дней ему предоставлены в 2018 году без учета выходных и нерабочих праздничных дней, с 19 по 28 декабря 2018 г. находился в служебной командировке в городе Киров и Кировской области, с 8 на 9 декабря 2018 г. привлекался на суточное дежурство в составе следственно-оперативной группы отделения полиции N в составе Управления МВД России по г. Улан-Удэ.
20 декабря 2019 г. Сенотрусов М.В. получил копию приказа от 18 декабря 2019 г. N, в соответствии с которым к основному отпуску ему предоставлены, в том числе, дополнительные дни отдыха за ранее отработанные дни в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год с 3 февраля по 8 марта 2020 г. Исходя из приказа, дополнительные дни отдыха за ранее отработанные дни в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год предоставлены Сенотрусову М.В. с учетом выходных и нерабочих праздничных дней в количестве 35 дней, что противоречит действующему законодательству, поскольку выходные и праздничные дни являются законными нерабочими днями.
Сенотрусов М.В. просил суд признать незаконным приказ Управления МВД России по г. Улан-Удэ от 18 декабря 2019 г. N/с в части неправомерного исчисления дней отдыха за отработанное время в выходные дни, в ночное время и во время нахождение в служебной командировке, обязать Управление МВД России по г. Улан-Удэ предоставить не предоставленные дни отдыха в количестве 11 суток без учета выходных и праздничных дней (в рабочих днях), взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 октября 2020 г, исковые требования Сенотрусова М.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителем Сенотрусова М.В. - Савиновой О.Н. ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 октября 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Сенотрусов М.В, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сенотрусов М.В. с 20 июня 2006 г. по настоящее время проходит службу в Управлении МВД России по г. Улан-Удэ, в настоящее время занимает должность старшего следователя следственного управления Управления МВД России по г. Улан-Удэ.
4 декабря 2019 г. Сенотрусов М.В. обратился на имя врио начальника Управления МВД России по г. Улан-Удэ с рапортом о предоставлении второй половины отпуска за 2018 год с правом проезда к месту проведения отпуска и обратно, с 22 декабря 2019 г. по 9 февраля 2020 г. включительно, с выездом за пределы Республики Бурятия, в город Санкт-Петербург Российской Федерации, в том числе в соответствии с приказом МВД России от 14 декабря 2016 г. N 842 7 календарных дней, в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД в исчислении 10 календарных дней, 8 суток следования в пути к месту проведения отпуска и обратно, дополнительные дни отдыха за ранее отработанные дни в выходные и нерабочие (праздничные дни) за 2018 год в количестве 35 дней без учета выходных и нерабочих (праздничных) дней, 2 дня отдыха за период служебной командировки в город Киров и Кировскую область.
Приказом врио начальника Управления МВД России по г. Улан-Удэ от 18 декабря 2019 г. N Сенотрусову М.В. предоставлены, в том числе, дополнительные дни отдыха за ранее отработанные выходные и праздничные дни за 2018 год с 3 февраля 2020 г. по 8 марта 2020 г.
Исходя из содержания приказа врио начальника Управления МВД России по г. Улан-Удэ от 18 декабря 2019 г. N Сенотрусову М.В. предоставлены дополнительные дни отдыха за ранее отработанные выходные и праздничные дни за 2018 год в календарных днях, то есть с учетом выходных и нерабочих праздничных дней, в количестве 35 дней.
Обращаясь с иском в суд, Сенотрусов М.В. полагал, что исчисление отпуска за отработанное время в выходные и праздничные дни в календарных днях является незаконным, при этом указывал на то, что исчисление таких дней должно производиться в рабочих днях без учета выходных и праздничных дней.
Принимая решение об оставлении исковых требований Сенотрусова М.В. без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку основной отпуск сотруднику органов внутренних дел предоставляется в календарных днях, то предоставленные Сенотрусову М.В. дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, присоединенные на основании рапорта Сенотрусова М.В. к основному отпуску за 2018 год, правомерно исчислены ответчиком в календарных днях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Виды отпусков с сохранением денежного довольствия, предоставляемых сотруднику органов внутренних дел, перечислены в ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. К ним относятся: основной отпуск, дополнительные отпуска, каникулярный отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
Согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни определен главой XIII Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 (далее - Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации).
Согласно п. 284 указанного Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года. В приказе о предоставлении основного или дополнительного отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (п. 285 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации).
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (п. 290 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации).
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судебных инстанций об оставлении исковых требований Сенотрусова М.В. о признании незаконным приказа Управления МВД России по г. Улан-Удэ от 18 декабря 2019 г. N в части неправомерного исчисления дней отдыха за отработанное время в выходные дни, в ночное время и во время нахождение в служебной командировке, об обязании Управления МВД России по г. Улан-Удэ предоставить не предоставленные дни отдыха в количестве 11 суток без учета выходных и праздничных дней (в рабочих днях), поскольку дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, присоединенные к основному отпуску предоставляются исчисляются также как и основной отпуск - в календарных днях.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что сотрудник органов внутренних дел имеет гарантию на предоставление отпуска не только в календарных днях, но и в днях без учета выходных и нерабочих праздничных дней, хотя и ограниченных десятью днями, со ссылкой на ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Часть 2 ст. 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусматривает, что при определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. При этом частью 1 ст. 57 указанного Федерального закона установлено, что основной отпуск исчисляется в календарных днях.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 12 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сенотрусова Михаила Васильевича - Савиновой Оксаны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.