Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1773/2020 (УИД: 22RS0013-01-2020-001536-39) по иску Дымова Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании права на страховую пенсию по старости, возложении обязанности включить период военной службы по призыву в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Дымова Сергея Владимировича на решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дымов Сергей Владимирович (далее - Дымов С.В, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края, пенсионный орган, ответчик) о признании права на страховую пенсию по старости, возложении обязанности включить период военной службы по призыву в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Дымов С.В. указал, что 20 января 2020 г. обратился в УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 4 февраля 2020 г. N Дымову С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа и возраста. При этом в страховой стаж не включен период прохождения Дымовым С.В. военной службы по призыву с 18 апреля 1978 г. по 13 мая 1980 г.
С решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края Дымов С.В. не согласен, поскольку, по его мнению, для назначения страховой пенсии по старости он достиг необходимого возраста и необходимый страховой стаж у него имеется, если включить период прохождения военной службы по призыву - 2 года 2 месяца 26 дней.
Дымов С.В. просил суд признать за ним право на страховую пенсию по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложить на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанность включить период военной службы по призыву с 18 апреля 1978 г. по 13 мая 1980 г. в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости с 13 февраля 2020 г.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 октября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Дымова С.В. отказано.
В кассационной жалобе Дымовым С.В. ставится вопрос об отмене решения Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 октября 2020 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Дымов С.В, представитель ответчика УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дымов С.В, "дата" года рождения, 20 января 2020 г. обратился в УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 4 февраля 2020 г. N Дымову С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых страхового стажа и возраста.
Страховой стаж Дымова С.В. на момент обращения в пенсионный орган составлял 40 лет 2 месяца 3 дня, при требуемом для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" 42 года, право на установление страховой пенсии по старости наступит по достижении возраста 61 года и 6 месяцев.
При этом пенсионным органом в страховой стаж Дымова С.В. не включен период военной службы по призыву с 18 апреля 1978 г. по 13 мая 1980 г. (2 года 2 месяца 26 дней), по мотиву того, что в стаж для установления права на страховую пенсию согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" включаются только периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Согласно военному билету, выданному 18 апреля 1978 г, копии трудовой книжки, справке, выданной 21 ноября 2018 г. Военным комиссариатом города Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края, Дымов С.В. в период с 18 апреля 1978 г. по 13 мая 1980 г. проходил военную службу по призыву.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания права за Дымовым С.В. на страховую пенсию по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", возложения на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанности включить в страховой стаж период прохождения Дымовым С.В. военной службы по призыву и назначить с 13 февраля 2020 г. страховую пенсию по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не имеется.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" период службы в армии в страховой стаж не засчитывается.
Установив, что право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в возрасте 60 лет у Дымова С.В. отсутствует, поскольку его страховой стаж для определения права на установление страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" на момент обращения в пенсионный орган составлял 40 лет 2 месяца 3 дня, при требуемых - 42 года, суд первой инстанции признал обоснованным решение УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 4 февраля 2020 г. N об отказе Дымову С.В. в назначении страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными исходя из следующего.
Так, частью 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2020 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает через 24 месяцев после достижения указанного возраста.
При этом ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (ч. 9 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Учитывая вышеприведенные нормы пенсионного законодательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Дымова С.В. о признании права на страховую пенсию по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", возложении на УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанности включить период военной службы по призыву с 18 апреля 1978 г. по 13 мая 1980 г. в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости с 13 февраля 2020 г, правильными.
Законодатель для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" определилпериоды, которые подлежат учету в качестве страхового стажа, отнеся к таким периодам периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
При этом ч. 9 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" возможность включения в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода прохождения военной службы, не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы о том, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" не содержит прямого запрета на включение в страховой стаж гражданина при назначении ему страховой пенсии по старости с учетом положений ч. 1.2 ст. 8 данного Федерального закона периода прохождения военной службы по призыву, которая засчитывается в страховой стаж при обычном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также ссылка в кассационной жалобе на то, что период прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву с 18 апреля 1978 г. по 13 мая 1980 г. подлежит зачету в страховой стаж Дымова С.В, поскольку службе в Советской армии предшествовала работа в совхозе "Предгорный" (с 10 сентября 1976 г. по 17 апреля 1978 г.) и за данным периодом также следовал периоды работы на Бийском заводе ЖБИ (с 9 июня 1980 г. по 6 июля 1982 г.), что является условием для включения данного периода в подсчет страхового стажа на основании положений частей 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дымова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.