Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Папушиной Н.Ю, Уфимцевой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0018-01-2018-000411-98 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю Егорову Алексею Юрьевичу, индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Виктории Валерьевне о запрете деятельности по реконструкции и строительству зданий, запрете деятельности по использованию земельных участков
по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Кузнецовой В.В. на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л, установила:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ИП Егорову А.Ю, ИП Кузнецовой В.В. о запрете деятельности по реконструкции и строительству зданий, запрете деятельности по использованию земельного участка.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при реорганизации рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории установлено, что земельные участки с кадастровыми N, площадью 48400 кв.м и N, площадью 7114 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы, расположенные по "адрес" принадлежат на праве собственности Егорову А.Ю. от 11 июля 2018 г. Указанные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым N.
Егоров А.Ю. является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность по предоставлению туристических и гостиничных услуг в гостиничном комплексе "данные изъяты", расположенном на земельных участках с кадастровыми N и N.
Кузнецова В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16 января 2018 г, основным видом деятельности является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
На основании договора аренды недвижимого имущества от 19 марта 2018 г, а также дополнительного соглашения к нему N от 19 июня 2018 г. земельный участок с кадастровым N общей площадью 55514 кв.м (в последующем образованные из него земельные участка с кадастровыми N, площадью 48400 кв.м и N, площадью 7114 кв.м), находящийся по "адрес" и расположенные на нем здания (указанные в договоре), предоставлены ИП Егоровым А.Ю. во временное владение и пользование ИП Кузнецовой В.В. сроком на 11 месяцев, с условием пролонгации договора.
В 2019 г. вид разрешенного использования спорных земельных участков был изменен на условно разрешенный вид использования - гостиничное обслуживание 4.7, общественное питание 4.6, деловое управление 4.1.
Вместе с тем, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Егорову А.Ю. или иным лицам на спорных земельных участках, не выдавались. Земельные участки расположены в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N1641- Р.
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточнений просил запретить ИП Егорову А.Ю, ИП Кузнецовой В.В. со дня вступления решения суда в законную силу деятельность по реконструкции и строительству зданий и сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми N, N, по "адрес", до получения в установленном порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы; запретить ИП Егорову А.Ю, ИП Кузнецовой В.В. со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми N, N, по "адрес", эксплуатации расположенных на зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 4 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2020 г, исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
ИП Егорову А.Ю, ИП Кузнецовой В.В. со дня вступления решения суда в законную силу запрещена деятельность по реконструкции и строительству зданий и сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми N, N, по "адрес", до получения в установленном порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы; ИП Егорову А.Ю, ИП Кузнецовой В.В. со дня вступления решения суда в законную силу запрещено осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми N, N, по "адрес", эксплуатации расположенных на них зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
В кассационной жалобе ИП Кузнецовой В.В. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений в части запрета ИП Егорову А.Ю, ИП Кузнецовой В.В. со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять деятельность по использованию земельных участков с кадастровыми N, N, эксплуатации расположенных на них зданий и сооружений, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.
Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкова А.Г. полагала, что обжалуемые судебный акты отмене не подлежат.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми N, площадью 48400 кв.м и N, площадью 7114 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы, расположенные по "адрес" принадлежат на праве собственности Егорову А.Ю. с 11 июля 2018 г.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 19 марта 2018 г, дополнительному соглашению N от 19 июня 2018 г, земельный участок с кадастровым N общей площадью 55 514 кв.м, из которого в последующем были образованы земельные участки N и N, по "адрес" и расположенные на нем здания (указаны в договоре), предоставлены ИП Егоровым А.Ю. во временное владение и пользование ИП Кузнецовой В.В. сроком на 11 месяцев. Договор содержит условие о его пролонгации.
На данных земельных участках эксплуатируется гостиничный комплект "данные изъяты".
В 2019 г. ИП Егоров А.Ю. изменил вид разрешенного использования спорных земельных участков на условно разрешенный вид использования - гостиничное обслуживание 4.7, общественное питание 4.6, деловое управление 4.1.
По информации ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" от 13 апреля 2020 г, а также по сведениям карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории спорные земельные участки с находящимися на них и эксплуатируемыми для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг зданиями и сооружениями, расположены в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, входят в зону хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что указанные земельные участки расположены в границах Прибайкальского национального парка и центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в связи с чем данные земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, на которых запрещено осуществление рекреационной деятельности и размещение объектов туристской индустрии; реконструкция и строительство на указанных земельных участках гостиничного комплекса "данные изъяты" без получения в установленном порядке разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы, противоречит федеральному законодательству о режиме Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и порядку ее застройки.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал статьей 5 указанного Закона установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (статья 2 Закона "Об охране озера Байкал").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 368-р утверждены границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, Байкало-Ленинский государственный природный заповедник, Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк, государственный природный заказник федерального значения "Фролихинский", ряд особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1969 г. N 52 "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал".
Границы Прибайкальского национального парка были установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71
В силу части 3 статьи 6 Закона "Об охране озера Байкал" Правительством Российской Федерации утверждается перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", которым установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек; размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
С учетом изложенного нормативного регулирования, нахождение земельного участка в центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории влечет ограничения в использовании такого участка.
Доводы кассационной жалобы ИП Кузнецовой В.В. о том, что земельные участки не входят в границы Прибайкальского национального парка, необоснованно отнесены судами к особо охраняемым природным территориям, несостоятельны.
Земли национальных парков согласно пункту 2 статьи 94 и пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениям статей 2 и 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области". На базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустненского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
Оценив представленные доказательства, карты Байкальской природной территории (в редакции 2012 г.), ответ ФГБУ "Заповедное Прибайкалье", сведения дежурных карт, генеральную схему Прибайкальского национального парка, сведения карт центральной экологической зоны Байкальской природной территории, подготовленной и изданной в 2012 г, общедоступные сведения о границах Прибайкальского национального парка, согласно которым на момент вынесения решения происходила постановка границ Прибайкальского национального парка на кадастровый учет, спорные участки вошли в территорию Прибайкальского национального парка, соответствующие сведения о границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости, суды сделали обоснованный вывод, что земельные участки, на которых эксплуатируется гостиничный комплект, расположены в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Вопреки доводам кассаторов, суды верно пришли к выводу о том, что земельные участки входят в зону хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка.
Положения пункта 14 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривают, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Подпунктом "д" пункта 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых территориях установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Согласно подпункту "д" пункта 1 названной статьи Закона в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в частности, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Положением о Прибайкальском национальном парке исходя из особенностей территории национального парка предусмотрено выделение пяти функциональных зон: заповедная зона, зона рекреации познавательного туризма, зона обслуживания посетителей, зона хозяйственного назначения, зона традиционного экстенсивного природопользования (пункт 18).
Согласно п. 22 Положения земли, включенные в состав Прибайкальского национального парка без изъятия их из хозяйственного использования отнесены к зоне хозяйственного использования. В данную зону вошли земли населенных пунктов, расположенных на территории Прибайкальского национального парка.
Весь п. Хужир, где расположены земельные участки входит в состав Прибайкальского национального парка, соответственно, земельные участки относятся к зоне хозяйственного назначения.
Доказательств расположения земельных участков с кадастровыми N, N в рекреационной зоне особо охраняемой природной территории, на которой законодательно разрешено размещение рекреационных объектов, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.