Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Вдовиченко С.В, Морозковой Е.Е.
с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-375/2020 по апелляционной жалобе ФИО4, действующей на основании доверенности в интересах административного истца - индивидуального предпринимателя ФИО1, на решение Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года, принятое по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим части нормативного правого акта, принятого Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - Сидоровой Е.А, представителей Региональной энергетической комиссии Свердловской области - Бычина А.В. и Обухова А.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее-РЭК Свердловской области) N 78-ПК от 30 августа 2017 года определены категории объектов, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", на которых образуются накопления твердых коммунальных отходов, и утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург" для каждой категории объектов (далее - Постановление N 78-ПК от 30 августа 2017 года).
Одной из категорий объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых установлены нормативы, являются предприятия торговли - "промтоварный магазин" (подпункт 2.2 Постановления N 78-ПК от 30 августа 2017 года).
Согласно подпункта 2.2 Постановления N 78-ПК от 30 августа 2017 года "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург" для категорий объектов - "продовольственный магазин" норматив накопления твердых коммунальных отходов утвержден из расчета 1 квадратного метра общей площади, в размере: в месяц - 7, 798 кг. /0, 079 куб.м, в год - 93, 576 кг./0, 948 кв.м. (столбцы таблицы NN 2, 3, 4, 5, 6, 7) (Л.д.96-97).
Индивидуальный предприниматель Ганиенко Н.В, являющаяся собственником нежилого помещения площадью 159 кв.м, расположенного в жилом доме по адресу: город Екатеринбург, "адрес", используемого под магазин промышленных товаров - "данные изъяты", обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим подпункт 2.2 Постановления N78-ПК от 30 августа 2017 года, которым установлены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов для категории объектов предприятий торговли - "промтоварный магазин", ввиду его несоответствия Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 (далее также - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов/ Правила, утвержденные Постановлением от 04 апреля 2016 года N 269).
По мнению административного истца, в нарушение подпункта "в" пункта 4 Правил от 04 апреля 2016 года N 269 норматив накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли - "промтоварный магазин" установлен без надлежащего разделения категорий объектов "промтоварный магазин", расположенных в нежилых помещениях, находящихся в многоквартирном жилом доме, как у административного истца, и "промтоварный магазин", которые расположены в отдельно стоящих нежилых зданиях. Неприменение дифференцированного подхода к категории объекта "промтоварный магазин" нарушает пункт 10 Правил, утвержденных Постановлением от 04 апреля 2016 года N 269, т.к. при проведении замеров накопления твердых коммунальных отходов не исключается смешивание отходов, образуемых разными категориями потребителей: физическими лицами - жителями многоквартирного жилого дома, в котором расположен "промтоварный магазин", и предприятием торговли - промтоварным магазином, который не имеет собственной контейнерной площадки, что влечет неточность результатов проведенных замеров и необоснованность утвержденного норматива для каждой их перечисленных выше категорий объектов.
В последующем административный истец дополнила основания заявленных требований, указав, что с целью определения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "промтоварный магазин", административным ответчиком использовались результаты замеров накопления твердых коммунальных отходов, проведенных администрацией города Екатеринбург в отношении 3 объектов, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург". Между тем, доказательств принадлежности перечисленных объектов к промтоварным магазинам, не представлено, следовательно, процедура замеров не соответствует требованиям пункту 8, 11-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В суде апелляционной инстанции представитель индивидуального предпринимателя Ганиенко Н.В. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители РЭК Свердловской области - Бычин А.В. и Обухов А.Ю, каждый в отдельности, указали на законность решения суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Прокуратурой Свердловской области представлены возражения на доводы апелляционной жалобы, в которых указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Заслушав объяснения явившихся представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указавшего на законность и обоснованность решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции установил, что категории объектов, на которых образуются накопления твердых коммунальных отходов, а также нормативы накопления твердых коммунальных отходов на одну расчетную единицу (среднемесячный норматив, годовой норматив) определены в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр при соблюдении Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269.
Выводы суда следует признать правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пунктов 2, 3 статьи 24.10 указанного Федерального закона, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
На территории Свердловской области отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твёрдыми коммунальными отходами, регулирует Закон Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления".
Подпункт 2 пункта 3 статьи 4 названного закона Свердловской области предусматривает, что нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов устанавливает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 27 сентября 2010 года N 1407-ПП и Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, утверждающим нормативы потребления коммунальных услуг на территории Свердловской области, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК Свердловской области).
Процедура принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции РЭК Свердловской области, изложена в пунктах 29-32 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённого Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ.
Проанализировав нормы вышеприведенных правовых актов, суд сделал вывод о том, что оспариваемое в части подпункта 2.2. Постановление N 78-ПК от 30 августа 2017 года "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург" принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Правильность указанного вывода суда первой инстанции административным истцом в апелляционной жалобе не оспаривается.
Согласно пункта 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр - Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Согласно пункту 4 вышеназванных Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Как указано в пункте 4 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр, категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
Приложение 1 к Методическим рекомендациям является перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В разделе 2 указанного перечня категория объектов "Предприятия торговли" разделена на следующие категории объектов: продовольственный магазин, промтоварный магазин, павильон, лоток, палатка, киоск, торговля с машин, супермаркет (универмаг), рынки продовольственные, рынки промтоварные.
Таким образом, категория объектов "Предприятия торговли", включающая объекты - "промтоварный магазин", расположенные в границах муниципального образования "город Екатеринбург", в отношении которых оспариваемым подпунктом 2.2 Постановления РЭК Свердловской области N 78-ПК от 30 августа 2017 года установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, без дополнительного разделения таких объектов, на размещенные в многоквартирном жилом доме или в отдельно стоящем нежилом здании, соответствует перечню категорий объектов "предприятия торговли" - "промтоварный магазин", приведенному в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением от 04 апреля 2016 года N 269, установлено, что порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включает в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8 Правил, утвержденных Постановлением от 04 апреля 2016 года N 269).
Пунктом 10 Правил запрещено смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов при проведении замеров отходов.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (среднесуточный норматив, среднемесячный норматив, годовой норматив).
Аналогичный порядок проведением замеров накопления твердых коммунальных отходов для определения нормативов, а также перечень категорий объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, приведены в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстроя России от 06 июня 2016 года N402/пр, действовавшим до издания Приказа Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Как следует из материалов дела, исходными данными для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов предприятий торговли "промтоварный магазин" послужили результаты замеров накопления отходов, проводимые в течение 7 дней подряд по четырем сезонам (зима, весна, лето, осень) на протяжении 2016-2017 годов администрацией города Екатеринбург на основании письменных поручений РЭК Свердловской области в отношении 3 объектов предприятий торговли промышленными товарами, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург" по адресам: " "данные изъяты"" - "адрес"; ООО "данные изъяты" - "адрес"; ООО "данные изъяты" - "адрес".
Согласно паспортов объектов общественного назначения (Л.д.137-139), все перечисленные объекты являются встроенными нежилыми помещениями, т.е. соответствуют нежилому помещению, принадлежащему административному истцу, которое он использует для торговли промышленными товарами.
Во исполнение пунктов 11-13 Правил результаты замеров массы и объема накопленных коммунальных отходов каждом из перечисленных выше объектов, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", суммировались по дням недели, сезонам, годам и заносились в соответствующие ведомости накопления (сводные сезонную и годовую ведомости), примерные формы которых содержаться в приложениях 4 и 5 к Методическим рекомендациям.
Приведенные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что для расчета нормативов накопления твердых бытовых отходов административным ответчиком использовались исходные данные инструментальных измерений массы и объема накапливаемых отходов, что в полной мере соответствует Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269; Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Приказом Минстроя России от 06 июня 2016 года N402/пр; Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении замеров отходов для категории объектов "промтоварный магазин" не приняты меры, исключающие смешивание таких отходов с коммунальными отходами, возникающими от жизнедеятельности физических лиц - жителей многоквартирных домов, в которых расположены нежилые помещения, используемые для торговли промышленными товарами, являются субъективным мнением автора жалобы, основанном на предположениях. Доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что замеры отходов произведены с нарушением Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269, и Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр, и в последствии при утверждении оспариваемых нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "промтоварный магазин" административным ответчиком использовались недостоверные результаты замеров, административным истцом не представлены. В свою очередь административным ответчиком во исполнение части 9 статьи 213 КАС Российской Федерации представлены суду первой инстанции исходные документы, из которых следует, что норматив определен на основании достоверных замеров, выполненных с соблюдением вышеприведенных Правил и Методических рекомендаций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что встроенные нежилые помещения, расположенные в городе Екатеринбурге по адресам: "адрес" используемые юридическими лицами " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты""; ООО " "данные изъяты"" для осуществления предпринимательской деятельности, не являются объектами предприятий торговли промышленными товарами, противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО " "данные изъяты"" является производство строительно-монтажных работ. Вместе с тем, среди множества дополнительных видов деятельности юридического лица зарегистрированы - торговля оптовая прочими бытовыми товарами и торговля оптовая неспециализированная (Л.д.157-167).
Основным видом деятельности ООО " "данные изъяты"" в Едином государственном реестре юридических лиц 14 октября 2011 года зарегистрирована аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (Л.д.168-179). Между тем, постановлением главы администрации города Екатеринбург N 3086 от 13 июля 2012 года жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по "адрес", принадлежащее на праве собственности ООО " "данные изъяты"", разрешено перевести в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров.
Постановлением главы администрации города Екатеринбург N 4653 от 07 ноября 2011 года жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по "адрес", принадлежащее на праве собственности "данные изъяты", разрешено перевести в нежилое помещение для размещения магазина непродовольственных товаров.
В ответ на запрос РЭК Свердловской области Администрация города Екатеринбург в письме от 01 марта 2021 года N 26.2-07/002/185 сообщила, что в период проведения замеров накопления твердых коммунальных отходов в 2016-2017 годах по адресам: "адрес" городе Екатеринбурге располагались объекты категории "промтоварный магазин".
По информации, предоставленной РЭК Свердловской области Акционерным обществом "ЕкатеринбургЭнергосбыт", с ООО " "данные изъяты"", расположенным по адресу: "адрес"; с ИП "данные изъяты", расположенным в городе Екатеринбург по "адрес"; с ООО " "данные изъяты"", расположенным в городе Екатеринбург по "адрес", в 2015, 2014, 2013 годах заключены договоры электроснабжения, наименование объектов - магазин непродовольственных товаров.
Из приведенных доказательств следует, что по перечисленным адресам в 2016-2017 годах городе Екатеринбурге располагались нежилые помещения, являющиеся предприятиями торговли и относящиеся к категории объектов "промтоварный магазин".
Доказательств, опровергающих достоверность содержания вышеуказанных документов, а также утверждения административного ответчика о том, что по перечисленным адресам в городе Екатеринбурге в 2016-2017 годах находились встроенные нежилые помещения, используемые для торговли промышленными товарами, административным истцом не представлено.
Таким образом, замеры накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на категории объектов "промтоварный магазин", и используемые РЭК Свердловской области для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для данной категории объектов соответствуют критериям достоверности и допустимости, и выполнены с соблюдением требований пунктов 8, 11-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права, при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.