Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Чванова А.А. на решение Черниговского районного суда Приморского края от 26 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Чванова А.А. к администрации Черниговского района Приморского края об оспаривании действий (решения) по резервированию земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителя административного истца Никитиной О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чванов А.А. обратился в Черниговский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации Черниговского района Приморского края об оспаривании действий, выразившихся в принятии решения о резервировании земельного участка с кадастровым N на основании постановления от 19 сентября 2019 года N 626-па.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 19 сентября 2019 года администрацией Черниговского района принято постановление N 626-па, согласно которому осуществлено резервирование сроком на три года земельного участка с кадастровым N, государственная собственность на который не разграничена, не предоставленного гражданам и юридическим лицам, площадью 225 кв.м. для муниципальных нужд - развитие на территории муниципального района физической культуры; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: "адрес". Земельный участок расположен в пределах общественно-деловой зоны О1, на его использование наложено ограничение.
Считает, что указанные действия административного ответчика являются незаконными, поскольку в постановлении о резервировании не содержится предусмотренного законом основания для принятия такого решения, отсутствуют сведения о его соответствии Генеральному плану поселения, вид разрешенного использования зарезервированного земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки поселения, земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, регистрация ограничений прав не произведена. Принятым постановлением нарушаются его права на предоставление земельного участка, так как, начиная с 2018 года, он неоднократно обращался в администрацию Черниговского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы земельного участка для строительства гаража, расположенного в этом же месте.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 26 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года, в удовлетворении требований Чванова А.А. отказано.
17 декабря 2020 года административным истцом Чвановым А.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 25 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что решение о резервировании земель принимается, в том числе, в соответствии с документацией по планировке территории. Между тем административным ответчиком не представлено сведений о том, что Генеральным планом Черниговского сельского поселения предусмотрено на месте резервирования земельного участка планируемое строительство спортивного объекта. Решение о резервировании земельного участка также противоречит виду разрешенного использования, установленному Правилами землепользования и застройки Черниговского сельского поселения, согласно которым территориальная зона О1 не предусматривает вид разрешенного использования - для развития на территории муниципального района физической культуры (обустройство спортивных площадок). При этом спорный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, регистрация ограничений в установленном порядке не проведена. Вопреки выводам судов постановление о резервировании земель нарушает его право на получение земельного участка, расположенного в границах зарезервированного земельного участка, за предоставлением которого он неоднократно обращался к административному ответчику.
Административный ответчик - администрация Черниговского района Приморского края о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, ее представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Черниговского района Приморского края от 19 сентября 2019 года N 626-па осуществлено резервирование земельного участка с кадастровым N площадью 225 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, не предоставленного гражданам и юридическим лицам, для муниципальных нужд - развитие на территории муниципального района физической культуры; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; на земельный участок наложено ограничение прав на использование.
В связи с принятием данного постановления о резервировании земельного участка письмом администрации Черниговского района Приморского края от 30 сентября 2019 года Чванову А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления для строительства капитального гаража и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 36 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Разрешая заявленные Чвановым А.А. требования, суды нижестоящих инстанций, исследовав материалы дела, пришли к выводу о законности действий административного ответчика по вынесению постановления о резервировании земель, поскольку оспариваемое постановление от 19 сентября 2019 года N 626-па принято уполномоченным органом, в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, не предоставленного гражданам и юридическим лицам, зарезервированного с целью развития на территории района физической культуры, что не противоречит назначению данного земельного участка, срок резервирования соответствует земельному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к возникшим правоотношениям, и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (далее - Порядок).
Согласно положениям пунктов 2, 3 и 5 указанного Порядка решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании документации по планировке территории, документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности, государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке, и должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
В силу пункта 8 Порядка орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно карте планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана Черниговского сельского поселения, утвержденного решением Муниципального комитета Черниговского сельского поселения от 22 апреля 2014 года, и пояснительной записке к нему (пункт 9.1.2) установлена потребность в основных предприятиях и учреждениях обслуживания населения с. Черниговка, в том числе, спортивных сооружений в виде плоскостных сооружений (подпункт 17).
Из оспариваемого постановления от 19 сентября 2019 года N 626-па следует, что резервирование земельного участка с кадастровым N осуществлено для развития на территории муниципального района физической культуры (обустройство спортивных площадок), что соответствует Генеральному плану Черниговского сельского поселения, который предусматривает развитие на территории поселения уличных видов спорта путем строительства различных спортивных площадок.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение о резервировании земельного участка противоречит виду разрешенного использования, так как согласно Правилам землепользования и застройки Черниговского сельского поселения территориальная зона О1 не предусматривает вид разрешенного использования - для развития на территории муниципального района физической культуры (обустройство спортивных площадок), является необоснованным.
Решением Думы Черниговского района от 27 ноября 2019 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки Черниговского сельского поселения Черниговского муниципального района Приморского края, согласно которым основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориально зоне О1, были дополнены видом разрешенного использования "Спорт" (5.1).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, спортивные площадки отнесены к объектам спорта, выделенным в подразделе 5.1. "Спорт" раздела 5 "Отдых (рекреация)" - размещение зданий и сооружений для занятия спортом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1.1 - 5.1.7.
Исходя из указанных обстоятельств, назначение зарезервированного земельного участка - обустройство спортивных площадок соответствует виду разрешенного использования земельного участка "Спорт" (5.1).
Утверждение заявителя кассационной жалобы о нарушении постановлением о резервировании земельного участка его прав также является несостоятельным в связи с тем, что оспариваемый земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не представлялся гражданам или юридическим лицам, в том числе Чванову А.А, на этом на земельном участке не находятся объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу на каком-либо праве. Административный истец обращался в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства гаража, в удовлетворении которого отказано. В данном случае права на земельный участок у Чванова А.А. не возникли, заявитель не лишен права обжаловать решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.
В данном деле указанная совокупность условий не установлена, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении административного иска Чванова А.А.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих порядок резервирования земельных участков, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 26 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чванова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.