Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Олейников П.Е. к администрации города Хабаровска о признании заключения и решения незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы представителя Олейникова П.Е. - Праха С.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Олейников П.В. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска (далее - Администрация), в котором просил суд: признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 18 июля 2019 года N о выявлении оснований для признания аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного "адрес"-а по "адрес" в "адрес"; признать незаконным и недействующим с момента издания постановление Администрации от 16 августа 2019 года N "О признании многоквартирного "адрес"-а по "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" (далее - Постановление от 16 августа 2019 года N); возложить на Администрацию обязанность повторно рассмотреть вопрос на заседании межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого "адрес"-а по "адрес" в "адрес" установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, требованиям в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он является собственником жилого помещения - "адрес", расположенной по адресу: "адрес"-а.
18 июля 2019 года межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, созданной в соответствии с постановлением Администрации от 9 февраля 2017 года N (далее - Межведомственная комиссия), составлено заключение N, в соответствии с которым выявлены основания для признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции. С учётом выводов данного заключения 16 августа 2019 года Администрацией издано обжалуемое Олейниковым П.Е. постановление N о проведении реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает административный истец, и об определении сроков отселения жильцов.
Между тем, по мнению Олейникова П.Е, аварийное состояние фундамента, перекрытий и стен жилого дома, а также недопустимое состояние крыши жилого дома говорит о невозможности проведения его восстановительного капитального ремонта или реконструкции.
Кроме того, оспариваемое решение в части установленного длительного срока расселения жильцов аварийного дома (до 2025 года) противоречит требованиям жилищного законодательства, нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в жилых помещениях, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 июня 2020 года административные исковые требования Олейникова П.Е. удовлетворены: признано незаконным заключение Межведомственной комиссии от 18 июля 2019 года N о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного "адрес"-а по "адрес" в "адрес"; признано незаконным постановление Администрации от 16 августа 2019 года N; на Администрацию возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о признании помещения по адресу: "адрес"-а аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в сроки и порядке, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, с учётом установленных нарушений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2020 года решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований: признано незаконным постановление Администрации от 16 августа 2019 года N в части установления срока отселения жильцов до 2025 года; на Администрацию возложена обязанность установить разумный срок отселения физических и юридических лиц жилого дома, не превышающий шесть месяцев. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
22 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 23 декабря 2020 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в той части, в которой административные исковые требования были удовлетворены, а также о принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель Администрации, которая была извещена о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Олейников П.Е. является собственником "адрес", расположенной в "адрес"-а по "адрес", площадью 54, 6 кв. м, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 29 августа 2012 года сделана регистрационная запись N.
Заключением Межведомственной комиссии от 18 июля 2019 года N выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"-а, аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Администрации от 16 августа 2019 года N, принятым на основании выводов указанного выше заключения Межведомственной комиссии, многоквартирный "адрес"-а по "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункты 1 и 2); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации поручено организовать работу: по проведению реконструкции данного многоквартирного дома в установленном законом порядке, по отселению проживающих в нём жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3); управлению жилищного фонда и приватизации жилья Администрации поручено в срок до 2025 года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения реконструкции многоквартирного "адрес"-а по "адрес" (пункт 4).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. В состав межведомственной комиссии, помимо представителей органа местного самоуправления, включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Из содержания пункта 47 Положения следует, что по результатам работы и оценки помещений и многоквартирных домов комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (включая решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции), и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая заключение Межведомственной комиссии от 18 июля 2019 года N незаконными, суд первой инстанции указал в решении, что Межведомственной комиссией без надлежащей оценки технического состояния соответствующего жилого дома сделан неподтверждённый и необоснованный вывод о возможности его реконструкции (а не сноса). Административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что проведение реконструкции аварийного многоквартирного "адрес"-а по "адрес" в "адрес" является целесообразным. В свою очередь, поскольку постановление Администрации от 16 августа 2019 года N основано на незаконном заключении Межведомственной комиссии, оно также подлежит признанию незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда пришла к выводу о законности обжалуемого заключения Межведомственной комиссии от 18 июля 2019 года N, которое, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствовало действовавшим на момент его принятия требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения.
Поскольку кассационная жалоба Администрации не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемым судебным постановлением в той части, в которой в удовлетворении административных исковых требований было отказано, в силу части 2 статьи 329 КАС РФ оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В то же время, суд апелляционной инстанции, удовлетворяя административный иск Олейникова П.Е. в части, указал, что в материалах административного дела имеются доказательства, которые объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома в таком техническом состоянии, которое создаёт реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нём граждан. В связи с этим, установленный Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного "адрес"-а по "адрес" в "адрес" в жилые помещения маневренного фонда (до 2025 года), признан судом второй инстанции несоответствующим интересам административного истца и влекущим нарушение его права на безопасное проживание и права на жилище. Признавая постановление Администрации от 16 августа 2019 года N незаконным в части установления срока отселения жильцов аварийного многоквартирного дома, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда возложила на административного ответчика обязанность установить разумный срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, но не превышающий шесть месяцев.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, несмотря на то, что действующее жилищное законодательство не устанавливает конкретные сроки, в течение которых осуществляется отселение жильцов дома, признанного аварийным, такие сроки должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утверждён постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В данном случае проведённой на основании определения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2020 года экспертизой (экспертное заключение от 3 апреля 2020 года N, составлено экспертами общества с ограниченной ответственностью "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества") установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"-а, имеет высокий уровень физического износа конструктивных элементов и находится в аварийном состоянии, его эксплуатация с учётом его состояния не допускается, так как существует угроза жизни и здоровью людей в процессе его дальнейшей эксплуатации.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что установленный срок для отселения жильцов многоквартирного дома (до 2025 года) является неразумным и нарушает права административного истца, связанные с обеспечением безопасности его проживания, судебной коллегией суда кассационной инстанции признаётся верным.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что постановление Администрации от 16 августа 2019 года N не противоречит действующему законодательству, что суд апелляционной инстанции нарушил компетенцию органа местного самоуправления по установлению предельного срока расселения жильцов аварийного многоквартирного дома, что обжалуемое постановление прав и законных интересов административного истца не нарушает, - по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом второй инстанции фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Вместе с тем положениями КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда правильно определилаобстоятельства, имеющие значение для дела, дала им надлежащую правовую оценку. Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемой части судебного постановления, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.