Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. к Окружной администрации города Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), в котором просили суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, а также возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения их прав.
В обоснование своих требований административные истцы указали, что они 22 июня 2020 года обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении им для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N.
7 июля 2020 года в предоставлении данного земельного участка им было отказано на том основании, что он расположен в пределах территории, определённой для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в порядке очередности.
По мнению административных истцов, указанное решение Администрации является незаконным и нарушающим их права, поскольку административный ответчик не привёл предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Кардашевского Е.Е. и Кардашевской Ж.М. было отказано.
26 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кардашевского Е.Е. и Кардашевской Ж.М, поданная ими 12 января 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В силу части 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Положениями части 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счёт заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трёх и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
По общему правилу, закреплённому в статье 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), предоставление земельного участка гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, производится в порядке очередности.
Из содержания статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) также следует, что по итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии оснований для отказа, указанных в части 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет данное решение заявителю.
В свою очередь, часть 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусматривает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом, в случаях: отсутствия оснований для отнесения граждан к лицам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в случаях и в порядке, которые установлены настоящей статьёй и статьями 24.1, 24.4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); реализации гражданином (одним из родителей) права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьёй 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Как следует из материалов настоящего административного дела, 22 июня 2020 года Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении им в собственность без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1508 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Письмом от 7 июля 2020 года за исходящим N 956 за подписью и.о. начальника Департамента Павлова П.А. в удовлетворении данного заявления было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территории, которая в соответствии с распоряжением Департамента от 10 марта 2020 года N 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территориях, определённых для граждан, имеющих трёх и более детей в городском округе "город Якутск", предназначена для предоставления земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, в порядке очерёдности.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции указал в решении, что из содержания положений статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) следует, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен гражданам, имеющим трёх и более детей, в порядке очерёдности, тогда как внеочередное предоставление земельных участков, определённых для предоставления указанной категории граждан, действующим законодательством не предусмотрено. Право Кардашевского Е.Е. и Кардашевской Ж.М. как лиц, имеющих трёх и более детей, обжалуемым решением не нарушено, поскольку они не лишены права получить другой земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оставляя решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) без изменения, дополнительно указала в апелляционном определении, что в материалах административного дела не имеется доказательств того, что административные истцы относятся к категории граждан, имеющих трёх и более детей, что они поставлены на учёт в целях предоставления земельного участка в порядке очерёдности.
Вместе с тем из содержания обжалуемого отказа Департамента от 7 июля 2020 года N 956 не следует, что Кардашевскому Е.Е. и Кардашевской Ж.М. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что они не относятся к категории граждан, обладающих правом на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с пунктом 1 части 1 статьями 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), тогда как вопрос о том, были ли административные истцы в порядке статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) поставлены на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и какой порядковый номер их очереди, в ходе рассмотрения настоящего административного дела ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не выяснялся.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделёнными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (часть 12 статьи 226 КАС РФ).
Между тем суд первой инстанции, указав на то, что права административных истцов как лиц, имеющих трёх и более детей, решением органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N не нарушены, не выяснил вопрос о том, состоят ли Кардашевский Е.Е. и Кардашевская Ж.М. на учёте в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а также не установилпорядковый номер их очереди.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции, не установив указанные выше и имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела юридически значимые обстоятельства, без ссылок на какие-либо доказательства поставил под сомнение то, что административные истцы относятся к категории лиц, имеющих трёх и более детей.
Таким образом, вопреки закрепленному в КАС РФ принципу состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), который выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 КАС РФ), меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования судами первой и апелляционной инстанций не приняты, юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства не установлены.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В связи с этим, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нижестоящими судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые могли привести к принятию по делу неправильного судебного акта, что, с учётом положений части 2 статьи 328, пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, служит основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.