Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н, судей Негласона А.А, Сугробовой К.Н, при ведении протокола помощником судьи Ионкиной В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пустобаев А.А. к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" о признании права на получение льгот, возложении обязанности произвести перерасчет, по апелляционной жалобе Пустобаев А.А. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 18 ноября 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Сугробовой К.Н, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и поступившие на нее возражения, судебная коллегия
установила:
Пустобаев А.А. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" (далее - ГКУ СО "УСПН Балаковского района") о признании права на получение льгот, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заявленные требования мотивированы тем, что Пустобаев А.А. с 1965 года по 1990 год работал в органах внутренних дел. 17 апреля 1990 года он вышел на пенсию, имеет статус ветерана труда. 28 февраля 2000 года УВД Саратовской области Пустобаеву А.А. была выдана справка N о том, что он в соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, имеет право на оплату занимаемой им и проживающими с ним членами семьи жилой площади и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Истец полагает, что он, как пенсионер и ветеран труда Министерства внутренних дел, имеет право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами его семьи, совместно с ним проживающими. Оплата в размере 50 процентов должна производиться от потребляемых коммунальных услуг. Вместе с истцом в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", зарегистрированы и проживают его супруга ФИО7 и дочь ФИО12 Для оформления вышеуказанной льготы Пустобаев А.А. неоднократно обращался в ГКУ СО "УСПН Балаковского района", однако ему было отказано в предоставлении льготы.
Полагая свои прав нарушенными, Пустобаев А.А. обратился в суд, который просил, с учетом уточнений исковых требований, признать за ним, как ветераном труда Министерства внутренних дел, право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами его семьи, совместно с ним проживающими; обязать ГКУ СО "УСПН Балаковского района" предоставить ему и членам его семьи льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов в жилом помещении по адресу: "адрес", произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом льготы по оплате коммунальных услуг ему и членам его семьи в размере 50 процентов в жилом помещении по адресу: "адрес" за период трех лет, с даты ответа ГКУ СО "УСПН Балаковского района" от 02 сентября 2019 года N 6358, то есть с 02 сентября 2016 года.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 18 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Пустобаева А.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Пустобаевым А.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению автора жалобы, суд первой инстанции дал неверную оценку представленным в дело доказательствам, применил нормативные акты, не подлежащие применению. Полагает, что решение суда основано только на положениях статей законов Саратовской области, что снижает ранее достигнутый им уровень социальной защиты.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУ СО "УСПН Балаковского района" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судебными инстанциями не допущено.
На основании п... "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области урегулированы Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" (далее - Закон N 372-ЗСО).
В силу ч. 1 ст. 160 ЖК РФ установлен компенсационный механизм в качестве основного способа обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Сущность компенсационного механизма заключается в возмещении гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством Российской Федерации, региональным законодательством.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона N 372-ЗСО ветераны труда имеют право на социальную поддержку, в том числе в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая производится органами социальной защиты населения области.
Размер, порядок и условия предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяются законом области (ч. 2 ст. 6 Закона N 372-ЗСО).
В Саратовской области размер, порядок и условия предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируются Законом Саратовской области от 24 сентября 2015 года N 109 -ЗСО "Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области" (далее - Закон N 109-ЗСО).
С 01 ноября 2015 года по настоящее время меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан, в том числе и "ветеранам труда", проживающим на территории Саратовской области, предоставляются в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕКР на ЖКУ), размер которой определяется исходя из объема фактически потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года N 109-ЗСО гражданам из числа "ветеранов труда", в том числе нетрудоспособным членам их семей, совместно с ними проживающим, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию, компенсация предоставляется в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения в соответствии с фактически занимаемой общей площадью жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Также гражданам из числа "ветеранов труда" компенсация предоставляется в размере 50 процентов:
платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, битовой газ в баллонах, отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления этих услуг;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления;
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года N 109-ЗСО).
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 1 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года N 109-ЗСО при наличии у граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, права на получение компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами области, компенсация производится по одному основанию по выбору гражданина.
При наличии у членов семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, права на получение компенсации по иным основаниям такой член семьи вправе по его заявлению выбрать либо получение компенсации по иным основаниям, либо учитываться при расчете размера компенсации в соответствии с настоящим Законом как член семьи гражданина, указанного в части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 109-ЗСО при наличии в семье гражданина "ветерана труда" членов семьи, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, и членов семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер компенсации определяется из расчета доли гражданина и членов его семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в суммах, фактически оплаченных за жилое помещение коммунальные услуги и приходящихся на всех членов семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пустобаев А.А. с 1965 года по 1990 год работал в органах внутренних дел.
17 апреля 1990 года истец вышел на пенсию, имеет статус ветерана труда, что подтверждается представленными в материалы дела копией трудовой книжки, копией пенсионного удостоверения N и копией удостоверения ветерана труда серии В N.
28 февраля 2000 года УВД Саратовской области Пустобаеву А.А. была выдана справка N о том, что он в соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, имеет право на оплату занимаемой им и проживающими с ним членами семьи жилой площади и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Согласно справке обособленного подразделения г. Балаково ГАУ СО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" от 28 августа 2020 года N и копии домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", проживают и зарегистрированы Пустобаев А.А. и его супруга ФИО7
Пи этом установлено, что супруга истца - ФИО7 является самостоятельным получателем мер социальной поддержки на оплату ЖКУ по льготной категории "ветеран труда" с 01 января 2010 года, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
ФИО8 (ФИО9) А.А. приходится дочерью Пустобаев А.А, что подтверждается копией свидетельства о рождении.
Согласно сведениям отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области от 05 сентября 2019 года, ФИО8 (ФИО9) А.А. с 29 октября 1993 года также зарегистрирована по вышеуказанному адресу. Кроме того, как следует из протокола судебного заседания от 18 ноября 2020 года, представитель истца пояснял, что дочь ФИО13 проживает в г. Санкт-Петербурге, и с вышеуказанного адреса выписалась в октябре 2019 года. Данные пояснения подтверждают факт проживания и регистрации дочери истца в спорный период по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что для оформления льготы Пустобаев А.А. неоднократно обращался в ГКУ СО "УСПН Балаковского района", однако ему было отказано в предоставлении льготы, о чем даны ответы от 02 сентября 2019 года, от 23 октября 2019 года и 20 ноября 2019 года, согласно которым доля льготника определяется как частное от деления общего объема потребления услуги на количество совместно проживающих членов семьи.
Рассматривая заявленные требования Пустобаева А.А, суд первой инстанции, проверив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства и, дав правовую оценку им в совокупности с представленными доказательствами, принимая во внимание, что супруга истца - ФИО7 является самостоятельным получателем мер социальной поддержки, учитывая отсутствие доказательств того, что дочь - ФИО8 (ФИО9) А.А. не зарегистрирована и не проживала в жилом помещении в спорный период, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам, установленным по делу.
Произведенный ответчиком расчет размера ЕКР на ЖКУ Пустобаева А.А. по результатам массовых и индивидуальных перерасчетов судебная коллегия также находит верным, принимая во внимание, что истец с супругой зарегистрирован и проживает в индивидуальном жилом доме (частный жилой сектор), его супруга является самостоятельным получателем мер социальной поддержки на оплату ЖКУ по льготной категории "ветеран труда", а также учитывая отсутствие доказательств того, что дочь в спорный период не была зарегистрирована и не проживала в указанном жилом помещении и что она находилась на полном содержании Пустобаева А.А, получала от него помощь, которая являлась постоянным и основным источником средств к существованию.
Оснований для изменения размера данных расчетов суд первой инстанции не установил, о чем дал оценку в своем решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Ссылка истца на справку N о том, что он в соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, имеет право на оплату занимаемой им и проживающими с ним членами семьи жилой площади и коммунальных услуг в размере 50 процентов, по мнению судебной коллегии, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выдачи Пустобаеву А.А. справки N) сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), и проживающим с ними членам семей предоставлялись льготы в размере 50 процентов по оплате жилой площади, коммунальных услуг и за пользование телефоном.
Действие ч. 7 ст. 64 в части 50-процентной оплаты жилой площади, коммунальных услуг, услуг за пользование телефоном приостанавливалась на 2002 год Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ с момента введения нормативными правовыми актами Российской Федерации новых должностных окладов, иных условий формирования денежного довольствия и порядка пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Статьей 1 Федерального закона "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" установлено, что нормы Положения, касающиеся порядка и условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, до принятия федерального закона, регулирующего указанные вопросы, действуют только в той части, в какой они не противоречат Закону Российской Федерации "О милиции", ч. 3 ст. 30 которого 50-процентную скидку в оплате жилых помещений, а также коммунальных услуг предоставляла сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей.
Указанная льгота была отменена Федеральным законом от 30 июня 2002 года "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Закрепленные в ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" и в ст. 2 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года N 109-ЗСО "Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области" условия предоставления ветеранам труда прав и льгот обеспечивают тем самым повышение их социальной защищенности и, следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо конституционные права и свободы указанных граждан, включая получателей пенсии за выслугу лет из числа бывших сотрудников органов внутренних дел, которым льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг и за пользование телефоном предоставлялись до 1 июля 2002 года в соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд применил нормативные акты, не подлежащие применению, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Указание в жалобе на то, что суд первой инстанции дал неверную оценку представленным в дело доказательствам, не влияет на правильность принятого решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений процессуального характера не допущено.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пустобаев А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.