Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В, судей Черняевой Л.В, Закарян И.В, при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об установлении административного надзора в отношении Газиявдибирова Г.М. по апелляционной жалобе Газиявдибирова Г.М. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Черняевой Л.В, изучив заключение прокурора Ковальской Д.В, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, установила:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2" Управления федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее - ИК-2, административный истец) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Газиявдибирова Г.М, в котором просило установить последнему административный надзор сроком на 8 лет с установлением ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета покидать место жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 06 часов; запрета выезда за пределы Республики Дагестан без согласования с контролирующим органом; обязать являться для регистрации в орган полиции по месту жительства четыре раза в месяц по установленному графику.
Требования мотивированы тем, что приговором Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 03 апреля 2018 года Газиявдибиров Г.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "в", "г" части 2 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158 (8 эпизодов), части 2 статьи 325 УК РФ, с применением части 3 статьи 69 УК РФ, с назначением наказания в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 10 000 рублей. В период отбывания наказания Газиявдибиров Г.М. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, совершил преступления, относящиеся, в том числе к категории тяжких, в его действиях имеет место опасный рецидив преступлений.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 года административные исковые требования удовлетворены, в отношении административного ответчика установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением на срок административного надзора следующих административных ограничений: не посещать бары, рестораны и иные организации общественного питания, осуществляющие реализацию алкогольной продукции на розлив; не покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; не выезжать за пределы Республики Дагестан без согласования с контролирующим органом; на Газиявдибирова Г.М. возложена обязанность являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 3 раза в месяц по установленному графику. Срок административного надзора в отношении Газиявдибирова Г.М. постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или фактического пребывания.
Газиявдибиров Г.М. не согласился с данным решением, в поданной в Саратовский областной суд апелляционной жалобе просил его отменить либо изменить, исключить указание на все установленные административные ограничения, возложить на него обязанность являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 1 раз в месяц по установленному графику. В доводах жалобы указывает, что ни административным истцом, ни судом первой инстанции не приведено доказательств и не мотивировано установление на срок административного надзора указанных административных ограничений. Указывает, что являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 3 раза в месяц не сможет в связи с трудовой занятостью.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определено, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Закона N 64-ФЗ.
Материалами дела установлено, что приговором Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 03 апреля 2018 года Газиявдибиров Г.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "в", "г" части 2 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158 (8 эпизодов), части 2 статьи 325 УК РФ, с применением части 3 статьи 69 УК РФ, с назначением наказания в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 10 000 рублей.
Из вышеуказанного приговора усматривается, что Газиявдибиров Г.М. совершил, в том числе преступления, которые в соответствии с УК РФ относятся к категории тяжких, в его действиях имеет место опасный рецидив преступлений.
В период отбывания наказания Газиявдибиров Г.М. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Разрешая административные исковые требования, районный суд, принимая во внимание, что административный ответчик осужден и отбывает наказание за тяжкие преступления, совершенные при опасном рецидиве преступлений, обоснованно установиладминистративный надзор сроком на 8 лет, подлежащий исчислению со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных Газиявдибировым Г.М. преступлений и способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений.
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Также поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет возможность обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона N 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Каких-либо нарушений процессуального закона судебной коллегией не установлено. Оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу Газиявдибирова Г.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.