Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-11123/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г, которым частично удовлетворён иск Илюшенко Анны Адамовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 16 января 2020 г. N N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании её заявления от 28 июня 2019 г. Пенсионный орган исходил из того, что в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, не могут быть включены периоды "данные изъяты" истца в "данные изъяты" педагогическом институте Министерства образования Казахской ССР с 1 сентября 1982 г. по 3 июля 1987 г. и работы "данные изъяты" в "данные изъяты" средней школе Жаксынского района Акмолинской области Казахской ССР с 28 августа по 14 сентября 1987 г, с 16 июля по 14 сентября 1988 г, с 16 июня по 14 августа 1989 г, с 16 апреля 1990 г. по 14 августа 1992 г, с 16 сентября по 14 декабря 1993 г, с 16 января по 14 мая 1995 г, с 16 июня по 17 июля 1995 г, с 18 июля 1995 г. по 25 июля 1996 г. и с 26 июля 1996 г. по 30 августа 1997 г. ввиду неподтверждения стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком и отмены в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за педагогическую деятельность.
Полагая свои права нарушенными, Илюшенко обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 16 января 2020 г. N N и обязать ответчика включить в стаж периоды обучения в институте с 1 сентября 1982 г. по 3 июля 1987 г. и работы учителем в Подгорненской средней школе с 28 августа 1987 г. по 30 августа 1997 г. в полном объёме, а также назначить ей страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 28 июня 2019 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд отменил решение ОПФР по г. Байконур от 16 января 2020 г. N N как незаконное, признал период работы истца в должности "данные изъяты" в "данные изъяты" средней школе с 28 августа 1987 г. по 17 июля 1995 г. подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, и обязал ответчика включить указанный период в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначив Илюшенко таковую с даты обращения в отделение - с 28 июня 2019 г.
В удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов с 1 сентября 1982 г. по 3 июля 1987 г, с 18 июля 1995 г. по 25 июля 1996 г. и с 26 июля 1996 г. по 30 августа 1997 г, в течение которых она обучалась в институте и находилась в отпуске по уходу за ребёнком, суд отказал.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, в той части, в которой исковое заявление удовлетворено, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей г. Байконур осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015.
Отмечает, что на основании разъяснений Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 22 июня 2016 г. N ЛЧ-25-26/8764 "Об опыте работы с документами, оформленными в государствах - бывших республик СССР", ОПФР по г. Байконур направил запросы с целью проверки факта работы Илюшенко в период с 28 августа 1987 г. по 30 августа 1997 г, в ответ на которые сведениями о заработной плате были подтверждены только периоды работы истца с сентября 1987 г. по апрель 1990 г. и с августа 1992 г. по июнь 1995 г. Поскольку конкретные даты не были указаны, пенсионный орган на основании пункта 65 упомянутых Правил учёл периоды начисления заработной платы, указанные в архивной справке, как 15 сентября 1987 г. - 15 июля 1988 г, 15 сентября 1988 г. - 15 июня 1989 г, 15 августа 1989 г. - 15 апреля 1990 г, 15 августа 1992 г. - 15 сентября 1993 г, 15 декабря 1993 г. - 15 января 1995 г, 15 мая - 15 июня 1995 г. и включил их специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию. Вместе с тем сведений о заработной плате за периоды 28 августа - 14 сентября 1987 г, 16 июля - 14 сентября 1988 г, 16 июня - 14 августа 1989 г, 16 апреля 1990 г. - 14 августа 1992 г, 16 сентября - 14 декабря 1993 г, 16 января - 14 мая 1991 г. и 16 июня - 17 июля 1995 г. в архивной справке не имелось и в проверенных ведомостях начисления заработной платы за 1991 год, январь-июль 1992 г, 1996-1997 годы фамилия Илюшенко не значилась. В ходе судебного разбирательства указанные сведения истцом также не представлены. В этой связи полагает, что, поскольку архивная справка не отражает данные о выполнении истцом педагогической нагрузки в спорные периоды на полную ставку заработной платы учителя, вывод суда о необходимости включения их в специальный стаж является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из копии паспорта истца (л.д. 10) следует, что Илюшенко, ДД.ММ.ГГГГ, является гражданской Российской Федерации, постоянно зарегистрирована и проживает в г. Байконур.
Согласно копии диплома (л.д. 31-32) в период с 1 сентября 1982 г. по 3 июля 1987 г. истец обучалась "данные изъяты" педагогическом институте.
Из копии трудовой книжки (л.д. 25-28) усматривается, что трудовую деятельность Илюшенко начала 28 августа 1987 г. на должности "данные изъяты" "данные изъяты" средней школы, от которой освобождена 30 августа 1997 г. В дальнейшем истец осуществляла педагогическую деятельность на должностях "данные изъяты" в дошкольных и средних общеобразовательных учебных заведениях г. Байконур, а в настоящее время работает учителем математики в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа N N им ФИО11" Управления образования администрации города Байконур.
Двадцать восьмого июня 2019 г. Илюшенко обратилась в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ОПФР по г. Байконур от 16 января 2020 г. N N (л.д. 11-14) истцу отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что на момент обращения в пенсионный орган её специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью составлял 22 г. 03 мес. 06 дн.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж истца период "данные изъяты" её в "данные изъяты" педагогическом институте с 1 сентября 1982 г. по 3 июля 1987 г, а также на основании сведений о работе и заработной плате за период 1987-1995 годов, содержащихся в архивных справках (л.д. 18-21), полагал, что в специальный стаж не подлежат включению периоды работы Илюшенко "данные изъяты" в "данные изъяты" средней школе с 28 августа по 14 сентября 1987 г, с 16 июля по 14 сентября 1988 г, с 16 июня по 14 августа 1989 г, с 16 апреля 1990 г. по 14 августа 1992 г, с 16 сентября по 14 декабря 1993 г, с 16 января по 14 мая 1995 г, с 16 июня по 17 июля 1995 г. - ввиду отсутствия в архивной справке сведений о начислении заработной платы в указанные периоды; с 18 июля 1995 г. по 25 июля 1996 г. - по этому же основанию и в связи с нахождением истца в отпуске по уходу за ребёнком; с 26 июля 1996 г. по 30 августа 1997 г. - ввиду отсутствия в архивной справке сведений о начислении заработной платы, нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком и отменой в Республике Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность с 26 июля 1996 г.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Статьями 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, предусмотрено, что пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 1 января 2015 г.), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно, если они имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу пункта 19 части 1 и частей 2-4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФС", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень).
Согласно Списку работа на должности "учитель" засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждении "школа".
Перечнем, подлежащим применению к спорным отношениям, предусмотрена работа на должности "учитель" в учреждении "средняя школа".
В силу части 2 статьи 11 и части 1 статьи 14 того же Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 (далее - Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа), при подсчёте страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5, 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу пунктов 10, 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 93-104), Илюшенко зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 15 октября 2002 г. Сведения индивидуального (персонифицированного) учёта содержат информацию о трудовой деятельности истца с 28 августа 1987 г. по 30 августа 1997 г. в Подгорненской средней школе на должности учителя.
Согласно копии трудовой книжки истца (л.д. 25) на основании приказа районного отдела народного образования от 28 августа 1987 г. N N она принята на работу на должность "данные изъяты" в "данные изъяты" среднюю школу и 30 августа 1997 г. на основании приказа от 30 августа 1997 г. N N уволена по собственному желанию.
Кроме того, работа Илюшенко "данные изъяты" в "данные изъяты" средней школе в период с 28 августа 1987 г. по 30 августа 1997 г. подтверждается копиями архивных справок от 22 июня 2019 г. (л.д. 18, 19), от 26 июля 2019 г. (л.д. 20, 21) и справки уточняющей особый характер работы и (или) условий труда (л.д. 22-23).
Таким образом, поскольку должность "учитель" и наименование учреждения "школа", а также должность "учитель" в учреждении "средняя школа" предусмотрены соответственно Списком и Перечнем, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что период работы Илюшенко в "данные изъяты" средней школе подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.
При этом вопреки доводам ответчика о том, что архивная справка не отражает данные о выполнении истцом педагогической нагрузки в спорный период на полную ставку заработной платы учителя, суд первой инстанции обоснованно учёл положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которым периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определённых настоящими Правилами.
Таким образом, периоды работы, выполнявшейся истцом до 1 сентября 2000 г, а именно с 28 августа 1987 г. по 17 июля 1995 г. в должности и в учреждении, указанных в Списке и Перечне, подлежат зачёту в стаж её работы независимо от условия выполнения в этот период нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Кроме того, из материалов дела видно, что в период с мая 1990 г. по август 1992 г. Илюшенко находилась в отпуске по уходу за ребёнком (л.д. 22-23).
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I, с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребёнком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, исходя из приведённых норм, с учётом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, период нахождения Илюшенко в отпуске по уходу за ребёнком с мая 1990 г. по август 1992 г. также подлежал зачёту в специальный стаж работы истца по специальности.
Вместе с тем суд обоснованно не включил в специальный стаж истца период нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком, который был предоставлен ей в период с июля 1995 г. по август 1997 г, то есть после 6 октября 1992 г.
Кроме того, пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, установлено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Учитывая, что Илюшенко до поступления в "данные изъяты" педагогический институт 1 сентября 1982 г. не имела педагогического стажа, период её обучения в названном учебном заведении обоснованно не был включён в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашёл подтверждение факт осуществления истцом педагогической деятельности в соответствии со Списком и Перечнем, действовавшими в спорные периоды работы, и, принимая во внимание, что на дату обращения Илюшенко в ОПФР по г. Байконур - 28 июня 2019 г, её специальный стаж с учётом периода, включённого в подсчёт пенсионным органом - 22 г. 03 мес. 06 дн, и спорного периода - 03 г. 04 мес. 14 дн, составлял более требуемых 25 лет (25 лет 07 мес. 20 дн.) и, следовательно, она имела право на досрочное назначение пенсии, гарнизонный военный суд правомерно возложил на ОПФР по г. Байконур обязанность по отмене решения от 16 января 2020 г. N N, включению периода работы Илюшенко на должности "данные изъяты" в "данные изъяты" средней школе с 28 августа 1987 г. по 17 июля 1995 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, и по назначению истцу страховой пенсии по старости с 28 июня 2019 г.
При таких данных решение суда первой инстанции по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г. по иску Илюшенко Анны Адамовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.