Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В, судей:
Зинюшина Н.Н. и Масенина П.Е, с участием помощника судьи Мегрибаняна М.И, административного истца Мордакина О.В, его представителя - Гавриловой О.В, представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО) и Центральной жилищной комиссии ФСО (далее - ЦЖК) Михайлова И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-398/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца - Гавриловой О.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Управления "данные изъяты" ФСО "данные изъяты" Мордакина ФИО9 об оспаривании решения ЦЖК об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении членов его семьи.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Мордакин, впервые заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, проживает с супругой и сыном, 2006 г.р, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности брату его супруги, по адресу: "адрес".
С 1992 года административный истец постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес", в жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке. С июля 2015 года по указанному адресу постоянно зарегистрирован его сын.
Решением ЦЖК, оформленным протоколом заседания N N от 7 апреля 2016 г, Мордакин принят с 9 декабря 2015 г. на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания в г. Москве. В принятии на данный учет супруги и сына административного истца этим же решением жилищного органа было отказано, поскольку супруга с 1990 года постоянно зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её отцу, по адресу: "адрес", общей площадью 64, 3 кв.м, где кроме неё также постоянно зарегистрированы её родители, а сын административного истца до июля 2015 года был зарегистрирован вместе с матерью.
Полагая незаконным бездействие ЦЖК, связанное не принятием его супруги и сына на учет нуждающихся в жилом помещении по истечении пяти лет после регистрации его сына в июле 2015 года в закрытом военном городке, Мордакин 10 июля 2020 г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать его право на обеспечение жилым помещением с составом семьи из трех человек, включить его с членами семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Кроме того, Мордакин просил взыскать в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб, а также издержек, связанных с оплатой юридических услуг в размере 70 000 руб, и оформлением доверенности представителю в размере 1700 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Мордакину отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, приведя нормы действующего законодательства, определяющие кого следует считать членом семьи военнослужащего, утверждает о том, что факт нахождения у административного истца на иждивении несовершеннолетнего сына является основанием для принятия его на жилищный учет в качестве члена семьи военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 стати 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По смыслу частей 3 и 5 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий жилищный орган, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно пунктам 3-7 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим органов государственной охраны жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного приказом ФСО России от 28 июля 2017 г. N 417, рассмотрение вопроса о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма военнослужащим и гражданам осуществляет ЦЖК ФСО.
Для признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие подают в ЦЖК ФСО России через жилищные комиссии подразделений ФСО России, а при отсутствии жилищных комиссий - через руководителей (начальников) подразделений ФСО России по месту прохождения военной службы заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях (далее именуются - заявления, если не оговорено иное) по форме согласно приложению к Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - Правила), к которым прилагаются документы, указанные в пункте 3 Правил.
Правильно установив, что решением ЦЖК, оформленным протоколом N N от 7 апреля 2016 г, в принятии супруги и сына Мордакина совместно с ним на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания было отказано, после указанной даты с новым заявлением о принятии на данный учет указанных членов семьи он по форме согласно приложению к Правилам в ЦЖК не обращался, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
При этом суд также правильно исходил из того, что обращение Мордакина 3 августа 2020 г. в ЦЖК, то есть уже после обращения 10 июля 2020 г. в суд с административным исковым заявлением, не порождает у жилищного органа безусловную обязанность в принятии его супруги и сына на учет нуждающихся в жилом помещении.
При этом оценка формы заявления и достаточности указанных в нем сведений с учетом приложенных и представленных ранее документов, находится в компетенции жилищного органа и не является в настоящий момент предметом судебного контроля.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела, обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Мордакина ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Гавриловой О.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 4 ноября 2020 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.