Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х, с участием представителя административного истца Дорогой О.С, а также представителя административных ответчиков: начальника и жилищной комиссии Главного центра информационных технологий войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Главный центр) Затычица И.П. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-523/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Дорогой О.С. на решение Московского гарнизонного военного суда от 20 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Главного центра прапорщика запаса Реутова Сергея Николаевича об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии Главного центра об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, а также представителя административных ответчиков, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Реутов поступил на военную службу по контракту в феврале 1998 года и проходил её до 2020 года в воинских частях, дислоцировавшихся в г. Москве.
В период с марта 2012 года по сентябрь 2018 года административный истец был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 83 кв.м. по адресу: "адрес", которое в октябре 2011 года было предоставлено по договору социального найма его супруге на состав семьи 4 человека (он, супруга, сын 2003 года рождения и теща) за счёт средств внутренних войск МВД России, а в 2013 году - приватизировано их сыном.
В сентябре 2018 года Реутов снялся с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу.
Достигнув общей продолжительности военной службы более 20 лет, административный истец 2 июля 2019 года обратился на имя начальника Главного центра с заявлением о принятии его составом семьи 3 человека (он, супруга и сын) на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства в г. Москве.
Расценив вышеприведенные обстоятельства, как совершение административным истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, жилищная комиссия Главного центра решением от 15 октября 2020 года, оформленным протоколом заседания N 13, отказала Реутову в принятии на жилищный учёт.
Полагая свои права нарушенными, Реутов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным решение жилищной комиссии Главного центра от 15 октября 2020 года, оформленное протоколом заседания N 13, об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанную комиссию данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учёт.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Реутову отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения действующего законодательства, а также на неправильное применение норм материального права, указывает, что допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетелей Реутова К.Е. и Стадников И.И. показали на наличие у её доверителя веских оснований для отказа от права владения и пользования предоставленным его супруге жилым помещением, и что административный истец, выехав в январе 2014 года из указанной квартиры, с семьей не проживает. Данные обстоятельства также подтверждаются и иными, имеющимися в материалах дела, доказательствами.
Считает, что именно в это время Реутовым совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий. Сохранение же им до 2018 года регистрации по адресу данного жилого помещения из-за невозможности зарегистрироваться в другом месте не свидетельствует о пользовании таковым.
Утверждает, что Реутов имел намерение встать на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, составом семьи 1 человек. Жилищная же комиссия Главного центра, необоснованно ссылаясь на наличие у его сына жилого помещения в г. Ивантеевка и причисляя последнего к членам семьи военнослужащего, нарушила положения статьи 31 ЖК РФ, так как административный истец долгие годы живет отдельно и никакого отношения к данному жилью не имеет.
Отмечает, что институт регистрации по месту жительства носит уведомительный характер и сам по себе не может расцениваться, как совершение действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Делает вывод, что при таких обстоятельствах основания, предусмотренные статьёй 53 ЖК РФ, на её доверителя не распространяются.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 4, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В частях 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ закреплено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В силу частей 1, 2 и 4 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" факт вселения гражданина в жилое помещение подтверждается его регистрацией по месту жительства.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения. Граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении в качестве членов семьи его нанимателя (собственника) без каких-либо ограничений, вправе пользоваться таким жильем даже в случае их фактического проживания в ином месте.
В силу пункта 2 действующих до 31 октября 2020 года Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Схожие положения отражены и в пункте 5 действующих в настоящее время Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768.
Из содержания части 3 статьи 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" следует, что учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку из службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем, согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В пункте 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ закреплено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе и в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Анализ вышеизложенного законодательства позволяет прийти к выводу, что действия граждан, связанные со снятием с регистрационного учета по месту жительства, влекущие утрату права пользования им, могут являться ухудшением жилищных условий и препятствовать их постановке на жилищный учёт как по месту прохождения военной службы, так и по избранному ими месту жительства.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Реутов с 15 марта 2012 года был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 83 кв.м. по адресу: "адрес", которое в октябре 2011 года было предоставлено по договору социального найма его супруге на состав семьи 4 человека (он, супруга, сын 2003 года рождения и теща), а в 2013 году - приватизировано их сыном.
Несмотря на то, что каких-либо ограничений в праве пользования данным жильем у административного истца не имелось, из квартиры его никто не выселял и к новому месту военной службы он не убывал, 18 сентября 2018 года Реутов по собственному заявлению был снят регистрационного учёта по указанному адресу, где оставались зарегистрированы 3 человека.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Реутов, будучи членом семьи собственника, до 2018 года являлся обеспеченным по нормам жилищного законодательства постоянным жильем, а снявшись с регистрационного учета, намеренно ухудшил свои жилищные условия, пятилетний срок со дня совершения которых еще не истёк, то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у административного истца права находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и по избранному месту жительства, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Утверждение административного истца о том, что с 2014 года он проживал в других жилых помещениях, на законность решения жилищного органа не влияет, поскольку, продолжая быть зарегистрированным в квартире, предоставленной супруге, он в силу положений части 2 статьи 69, а потом части 2 статьи 31 ЖК РФ сохранял право пользования ею в полном объеме.
Что же касается вопросов нежелания супруги и сына административного истца проживать совместно с ним в данной квартире, то они являются беспредметными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 20 октября 2020 года по административному исковому заявлению Реутова Сергея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - Дорогой О.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 марта 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.