Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Масенина П.Е, Уланова А.Е, с участием помощника судьи Ткаченко А.А, представителя административного истца Бахтиярова Д.М, представителя Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации Михайлова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-520/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Бахтиярова Д.М. на решение Московского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2020 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации "данные изъяты" запаса Коростеева ФИО8 об оспаривании действий Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Коростеев проходил военную службу до 23 июня 2020 года.
В связи с предстоящем увольнением с военной службы он 1 марта 2020 года обратился в Центральную жилищную комиссию Федеральной службы охраны Российской Федерации с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в г. Москве.
Решением жилищной комиссии от 16 июня 2020 года ему в этом отказано, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, Коростеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации от 16 июня 2020 года об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязать повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и удовлетворить требования истца.
В обоснование этого указывает, что суд необоснованно учел, что жилое помещение по адресу: "адрес" было предоставлено Коростееву по договору социального найма, а не в качестве приза за победу в конкурсе "Русский парень - 2007", на основании сертификата от 22 февраля 2007 года, выданного Главой администрации Солнечногорского района.
В связи с этим полагает, что предоставленная Коростееву по договору социального найма квартира была ему предоставлена в качестве приза, несмотря на то, что он не стоял на жилищном учете.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Исходя из статей 15 и 23 Закона следует, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства с передачей этого жилья при увольнении с военной службы в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Закон возлагает на государство обязанность предоставить военнослужащему жилое помещение один раз, что предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное жилое помещение.
Эта обязанность вытекает из п. 5 ст. 15 Закона, согласно которой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим.
В п. 14 ст.15 Закона указано, что документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены в ст. 51 ЖК РФ.
При этом ч. 1 ст. 57 ЖК РФ определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятии таких граждан на учет
Как усматривается из материалов дела, Коростеев заключил первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года.
В 2007 году он принял участие в конкурсе между представителями силовых ведомств "Русский парень - 2007". После победы в нем Главой администрации Солнечногорского района ему был выдан сертификат от 22 февраля 2007 года на получение однокомнатной квартиры в доме - новостройке в микрорайоне Рекинцо-2.
Командиром воинской части, в которой он проходил военную службу, перед оформлением квартиры для предоставления в Администрацию Солнечногорского района была выдана справка о том, что он не обеспечивался жилым помещением.
Постановлением Главы Администрации этого района от 30 ноября 2007 года N N ему, как не имеющему жилой площади и проживающему по месту дислокации воинской части, предоставлена квартира по адресу: "адрес", общей площадь. 35, 2 кв.м, на которую он 14 января 2008 года заключил договор социального найма.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии войсковой N от 11 января 2010 года (протокол N N) он был снят с учета в связи с заключением договора социального найма.
Договором от 16 февраля 2011 года квартира по адресу: "адрес", была передана в его собственность. По договору дарения от 12 октября 2013 года Коростеев подарил ее своему брату.
В связи с этим следует учесть, что при предоставлении Коростееву жилого помещения в результате конкурса среди представителей военных ведомств, в котором он принимал участие и победил, ему по договору социального найма была предоставлена квартира, как военнослужащему, не обеспеченному жильем. Эта квартира соответствовала нормам предоставления и Коростеев был обеспечен жилым помещением более учетной нормы.
В дальнейшем он распорядился этой квартирой по своему усмотрению, и не может сдать ее.
То обстоятельство, что Коростеев распорядился ранее предоставленным жилым помещением свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий, поскольку он был обеспечен жилым помещением в связи с прохождением военной службы, выше учетной нормы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для повторного обеспечения жилым помещением от военного ведомства у Коростеева не имеется, поскольку квартира была предоставлена ему по договору социально найма, а не в качестве приза, он распорядился ею и не может сдать в установленном порядке.
Руководствуясь ст. 308, п.1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Коростеева ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Бахтиярова Д.М. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 15 марта 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.