Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А, судей:
Уланова А.Е. и Масенина П.Е, при помощнике судьи Ткаченко А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-115/2020 по апелляционной жалобе представителя начальника отделения (территориальное, г. Рязань) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) - Мединой О.Ю. на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Галкиной ФИО11 об оспаривании действий начальника отделения, связанных с отказом во включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Галкина проходит военную службу по контракту с августа 1991 года, в том числе с июля 1998 года - в войсковой части N, дислоцированной в г. Рязани, по адресу которой зарегистрирована с 21 декабря 2009 г. по настоящее время.
На основании решения Рязанского гарнизонного военного суда от 14 мая 2020 г, оставленного без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 23 июля 2020 г. N 33а-734, Галкина решением начальника отделения от 20 августа 2020 г. принята с 5 февраля того же года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по месту службы.
Однако во включении в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Рязани начальник отделения решением от 29 сентября 2020 г. N N административному истцу отказал.
В обоснование данного решения начальник отделения указал те же доводы, что и при отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по месту службы, а именно то, что при прохождении военной службы в 2001 году Галкина в составе семьи своего бывшего супруга - Галкина Ю.М, являвшегося военнослужащим, была обеспечена жилой площадью путем получения Государственного жилищного сертификата, посредством которого было приобретено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 133, 2 кв.м, 1/5 доля в котором принадлежала истцу на праве общей долевой собственности и которая на основании договора дарения от 19 ноября 2009 г. была отчуждена Галкиной в пользу своей дочери. Добровольно распорядившись своим имуществом в виде доли квартиры в отсутствие факта прибытия к новому месту службы, Галкина тем самым создала условия для постановки вопроса о предоставлении ей по месту прохождения военной службы специализированного жилого помещения, что является одной из форм злоупотребления правом.
Считая эти действия начальника отделения незаконными, Галкина обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника отделения от 29 июня 2020 г. об отказе во включении её в список на предоставление служебных жилых помещений и обязать указанное должностное лицо отменить это решение, восстановив её нарушенные права.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, указав те же доводы, что и в оспариваемом административным истцом решении об отказе во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, считает своё решение законным и не подлежащим отмене.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
Абзацем 1 этого же пункта статьи 15 Закона установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жильё, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Анализ положений пункта 1 статьи 15 Закона, части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ, пунктов 1 и 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, позволяет прийти к выводу о том, что признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилом помещении, и, как следствие, предоставление такового возможно лишь в том случае, если он не обеспечен жилым помещением по месту службы или в других близлежащих населенных пунктах к месту службы иным жилым помещением.
Согласно части 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищный кодекс РФ, закрепляя в части 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ право граждан распоряжаться принадлежащими жилищными правами по своему усмотрению, предусматривает и последствия, в случае если эти действия привели к ухудшению жилищных условий, в виде ограничительного срока, в течение которого они не могут быть признаны нуждающимися в обеспечении жильём. В частности, отказ в постановке на жилищный учёт до истечения пятилетнего срока со дня совершения таких действий, учёт действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, не менее чем за пять лет.
Следовательно, законодатель, регулируя жилищные отношения участников, в том числе граждан и органов государственной власти, посчитал истечение этого срока достаточным для снятия соответствующих ограничений в осуществлении гражданами права на жилье.
Правильно установив, что по месту прохождения службы в г. Рязани и в других близлежащих к нему населенных пунктах жилым помещением для постоянного и временного проживания Галкина не обеспечена, временно проживает у своей сестры, с 21 декабря 2009 г. по настоящее время она зарегистрирована по адресу: г. Рязань, в/ч N, после расторжения в 2010 году брака с Галкиным Ю.М, в составе семьи которого она была обеспечена жилым помещением, а также дарения принадлежащей ей доли в праве собственности на это жилое помещение своей дочери прошел пятилетний срок, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности решения начальника отделения N N от 29 сентября 2020 г. об отказе в принятии административного истца на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения, правомерно возложив на указанное должностное лицо обязанность отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о признании Галкиной нуждающейся в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
При таких данных решение гарнизонного военного суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Галкиной ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника отделения (территориальное, г. Рязань) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Мединой О.Ю. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 15 марта 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.