Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Масенина П.Е
судей:
Зинюшина Н.Н, Уланова А.Е, с участием помощника судьи Ткаченко А.А. и административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-108/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника отделения (территориального, г. Рязань) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - отделение) Мединой О.Ю. на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части N "данные изъяты" Гришиной ФИО11 об оспаривании решения начальника отделения об отказе в принятии административного истца на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, Гришина проходит военную службу по контракту войсковой части N с 23 июня 2015 года и с 4 августа 2015 года зарегистрирована по адресу воинской части, в которой проходит военную службу.
Решением начальника отделения от 21 августа 2020 года N N административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения в связи с тем, что она с 24 февраля 2003 года по 28 июля 2015 года была зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес", площадью 83, 5 кв.м, и была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, установленной в г. Рязани.
В этом решении указано, что эта квартира была предоставлена отцу Гришиной - Соколову Б.Б. в период прохождения военной службы и приватизирована в 2006 году. Гришиной принадлежала в ней 1/3 доли, которую по договору дарения от 24 июня 2015 года она подарила своей матери Соколовой С.В. Этими действиями она создала условия для признания ее нуждающейся в обеспечении служебным жилым помещением, что является одним из способов злоупотребления правом, предусмотренным ст. 10 ГК РФ.
Полагая свои права нарушенными, Гришина обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника отделения от 21 августа 2020 года N N об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения и возложить на него обязанность отменить это решение и повторно рассмотреть заявление о принятии ее на этот учет.
Кроме того, Гришина просила взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" через счет Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель начальника отделения, излагая обстоятельства дела, высказывает несогласие с решением суда первой инстанции и просит его отменить.
Ссылаясь на нормы законодательства, в частности, Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), указывает, что Гришина с 24 февраля 2003 года по 28 июля 2015 года была зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес", площадью 83, 5 кв.м, где была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, установленной в г. Рязани.
Указывает, что эта квартира была предоставлена ее отцу Соколову Б.Б. в связи с прохождением военной службы и приватизирована в 2006 году.
При этом Гришиной в ней принадлежала 1/3 доли, которую по договору дарения от 24 июня 2015 года она подарила своей матери Соколовой С.В, после поступления на военную службу по контракту 23 июня 2015 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Частью 3 этой статьи предусмотрено, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что первый контракт о прохождении военной службы Гришина заключила 23 июня 2015 года, а 24 июня 2015 года подарила принадлежавшую ей долю в квартире, которую она приобрела будучи несовершеннолетней, в результате приватизации жилого помещения, полученного ее отцом - военнослужащим, в том числе на нее.
Снявшись с регистрационного учета в этой квартире 28 июля 2015 года и выехав из нее в жилое помещение, которое снимает по договору найма, где она проживает по настоящее время, она с 4 августа 2015 года зарегистрировалась по месту прохождения воинской службы.
С момента совершения этих действий прошло более пяти лет.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку по месту военной службу Гришина не обеспечена жилым помещением, то решение начальника отделения об отказе в признании ее нуждающееся в обеспечении жилым помещением является необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Гришиной ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника отделения (территориального, г. Рязань) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Мединой О.Ю. без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение составлено 3 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.