Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г, при секретарях Кутлубаевой К.В, Степановой А.В, с участием прокурора Гутова С.С, представителя административного истца Марченко Натальи Ивановны Пичугиной О.В, представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Байрамова Э.М, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело N 3а-66/2021 по административному исковому заявлению Марченко Натальи Ивановны к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим со 02 сентября 2020г пункта 216 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N99-о; недействующим со дня принятия пункта 201 Перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25.11.2020 N118-о, установил:
распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N99-о от 27 ноября 2019 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год" в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 216 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N99-о от 27 ноября 2019 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год" в указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.
Указанное здание включено также в Перечень объектов для целей налогообложения на 2021 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020 года N118-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год" (пункт 201).
Марченко Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, в котором просит признать недействующим со 02 сентября 2020г пункт 216 распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 года N99-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год" в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/; а также признать недействующим со дня принятия пункт 201 Перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020 года N118-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год" в части включения в перечень того же нежилого здания.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/. Спорное здание является гостиницей, офисные помещения, предназначенные для сдачи в аренду, в здании отсутствуют, торговая деятельность не осуществляется.
Земельный участок, на котором расположено нежилое здание, имеет вид разрешенного использования "гостиницы". Данный вид разрешенного использования действует со 2 сентября 2020 года. До внесения изменения земельный участок имел вид разрешенного использования - "для эксплуатации и обслуживания здания магазина".
С учетом положения пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что нежилое здание, используемое под гостиницу и расположенное на земельном участке, вид разрешенного использования которого со 2 сентября 2020 года изменен с "для эксплуатации и обслуживания здания магазина" на "гостиницы", не подлежит включению в Перечень на 2020 год со 2 сентября 2020 года. Полагает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, являющееся основанием для исключения объекта из Перечня, определяемого в целях налогообложения налогом на имущество физических лиц, относится к изменению качественных характеристик объекта налогообложения.
В связи с изложенным считает, что нежилое здание, расположенное по адресу: /__/ подлежит исключению из Перечня на 2020 год со 2 сентября 2020 года, а налог на имущество физических лиц за 2020 год в отношении спорного здания подлежит в дальнейшем исчислению по налоговым ставкам 2% за период с 01 января 2020 года до 02 сентября 2020 года и 0, 5% за период со 2 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года с применением коэффициента, указанного в пункте 5.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Марченко Н.И, извещенной о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца Пичугина О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Байрамов Э.М. заявленные требования не признал. Указал, что оспариваемые в части распоряжения приняты в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к порядку их принятия и опубликования. Пояснил, что в отношении спорного объекта недвижимости обследования в целях определения фактического вида его использования в 2019 и 2020 годах не проводились. Нежилое здание, расположенное по адресу: /__/ включено в Перечни на 2020г и 2021г в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как расположенное на земельном участке с кадастровым номером /__/, вид разрешенного использования которого на момент определения Перечня на 2020 год был указан как "для эксплуатации и обслуживания здания магазина". Площадь спорного объекта недвижимости в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости составляет /__/ кв.м. Указанные обстоятельства позволяют отнести спорный объект недвижимости к торговому центру. Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 375, пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что объекты недвижимости включаются в Перечень на весь налоговый период, то есть календарный год, вне зависимости от изменения в дальнейшем каких-либо обстоятельств, препятствующих включению объекта недвижимости в Перечни на последующие годы. В Перечень на 2021 год спорный объект недвижимости включен в связи с тем, что ранее был включен в Перечень на 2020 год. Указал, что спорный объект недвижимости включается в Перечни, начиная с 2016 года.
Осуществляя разумно и осмотрительно предпринимательскую деятельность, влекущую обязанность административного истца по уплате налога на имущество, административный истец мог и должен был знать о ежегодном включении спорного объекта в Перечни, в связи с чем с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/ имел возможность обратиться в Департамент с соответствующим заявлением об исключении спорного объекта недвижимости из Перечня на 2021 год.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Гутова С.С, полагавшего заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, проверив оспариваемые распоряжения на предмет соответствия федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В ходе судебного заседания установлено, следует из материалов дела, что Марченко Н.И. с 09 января 2014 года и по настоящее время является собственником нежилого многофункционального делового и обслуживающего здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.11.2020г, и в силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации - плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 и 2021 годы на день рассмотрения административного дела еще не наступила.
Соответственно, оспариваемыми в части нормативными правовыми актами затрагиваются права Марченко Н.И. как налогоплательщика, она вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты регулируют отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих: 0, 1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, гаражей и машино-мест (подпункт 1); 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2); 0, 5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (подпункт 3).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области N454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области N68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии N10 от 28.10.2019г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2020 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость; протоколом заседания комиссии N11 от 30.10.2020г. утвержден такой же сводный перечень объектов недвижимости на 2021 год.
Из содержания протоколов указанных заседаний комиссии следует, что во всех случаях в заседании принимали участие более половины ее членов.
Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом на основании перечисленных решений комиссии, изложенных в соответствующих протоколах заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области N68 от 11 июня 2013 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора Томской области N115 от 12 декабря 2014 года), постановлением Администрации Томской области N454а от 03 декабря 2014 года.
Распоряжения с приложениями были официально опубликованы в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области N9-ОЗ от 07 марта 2002 года "О нормативных правовых актах Томской области", статьей 6 Закона Томской области N19-ОЗ от 12 мая 2000 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" на официальном интернет-портале "Электронная администрация Томской области" https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети "Интернет" http://dugs.tomsk.gov.ru.
Таким образом, оспариваемые административным истцом в части распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспариваются.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых в части распоряжений требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое здание, помещение признаются объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе к ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно материалам дела нежилое здание с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/ имеет назначение - нежилое, наименование - многофункциональное деловое и обслуживающее здание, расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером /__/.
В судебном заседании установлено, подтверждается выписками из ЕГРН об объекте недвижимости, что земельный участок с кадастровым номером /__/ отнесен к землям населенных пунктов, до 02 сентября 2020 года имел вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания здания магазина", после 02 сентября 2020 года - "гостиницы".
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
В указанном Классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка "магазины", который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемого в части Перечня на 2020 год принадлежащее Марченко Н.И. нежилое здание площадью /__/ кв.м располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем магазина.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был правомерно включен в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год.
Вместе с тем изменение вида разрешенного использования земельного участка со 02 сентября 2020 года на "гостиницы" не влечет признания Перечня на 2020 год недействующим в оспариваемой части с указанной даты.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
Положения действующего налогового законодательства не предусматривают актуализацию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в течение налогового периода.
По смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять лишь на порядок определения налоговой базы, однако само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Ссылку представителя административного истца на положения статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в обоснование заявленных требований в отношении Перечня на 2020 год суд находит основанной на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части признания недействующим со 02 сентября 2020 года пункта 216 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 года N99-о.
Вместе с тем, изменение со 02 сентября 2020 года вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное нежилое здание, на "гостиницы" не позволяло включить объект недвижимости в Перечень на 2021 год только по виду разрешенного использования земельного участка, поскольку он не мог быть отнесен к участкам, на которых возможно размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания исходя из положений Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N540 (коды классификации 3.3, 4.1, 4.2, 4.4, 4.6).
Спорный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН имеет наименование - многофункциональное деловое и обслуживающее здание.
По сведениям технической документации (технический план здания по состоянию на 13 марта 2020г) нежилое здание (гостиница) содержит помещения с наименованиями тамбур, техническое помещение, коридор, бассейн, душевая, лифт, туалет, раздевалка, санузел, тренажерный зал, кладовая, кабинет, холодильная камера, производственный цех, зал, вестибюль, гардероб, комната отдыха, пост охраны, гостиничный номер, конференц-зал, холл, комната персонала.
Учитывая, что понятие "кабинет" не равнозначно понятию "офис", данные технического плана по состоянию на 13.03.2020г не свидетельствуют о том, что более 20% общей площади спорного объекта недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, спорное нежилое здание не могло быть включено в Перечень на 2021 год по формальным признакам, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.
Следовательно, для того, чтобы признать здание, расположенное по адресу: /__/ предназначенным для использования в целях административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания необходимо установить, что более 20% общей площади здания фактически используется для указанных целей.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что обследование здания на предмет фактического использования помещений в нем в 2020 году не проводилось. Согласно пояснениям представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области спорный объект недвижимости в Перечень на 2021 год включен на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации и обслуживания здания магазина".
В нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Департамент по управлению государственной собственностью Томской области не представил относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения его в Перечень на 2021 год.
Довод представителя административного ответчика о том, что Марченко Н.И, действуя добросовестно и осмотрительно, должна была поставить Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в известность об изменении со 02 сентября 2020 года вида разрешенного использования земельного участка на "гостиницы" не свидетельствует о правомерности включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 года, так как действующее законодательство не возлагает на собственников объектов недвижимости такой обязанности.
При таких обстоятельствах заявленные Марченко Н.И. требования о признании не действующим пункта 201 Перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020 года N118-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год" подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспариваемое положение распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области вступило в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, со дня его принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт Перечня на 2021 год подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Марченко Натальи Ивановны удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня принятия пункт 201 Перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020 года N118-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год" в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.
В удовлетворении требований о признании недействующим со 02 сентября 2020 года пункта 216 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 года N99-о Марченко Наталье Ивановне отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http:// dugs.tomsk.gov.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.